18 сентября 2014, "За Владимир"
Вчера на фестивале фестивалей «У Золотых ворот» произошло знаменательное событие. Зеленоградский Ведогонь-театр своим спектаклем «Иванов» по пьесе А. Чехова сделал серьезную заявку на приз зрительских симпатий.
Актерский ансамбль, сложившийся в этой работе театра, настолько очаровал владимирскую публику искренностью и свежестью восприятия чеховского текста, что она с радостью погрузилась в воссозданную актерами атмосферу и с удовольствием узнала себя в персонажах пьесы.
Все-таки именно актерская игра – тот гвоздь, на котором держится зрительское восприятие, как, впрочем, и режиссерское воплощение драматургического произведения. Ведь в жизни так мало игры, импровизации, обаятельной и завораживающей иллюзии, что зритель вновь и вновь жаждет воссоздания этой химеры и с удовольствием разделяет с актерами радость сотворчества.
Пьесу «Иванов» считают самой загадочной пьесой Чехова. Именно она открывает череду несмешных его комедий, герои которых занимаются мучительным самокопанием, по разным поводам ссорятся, а в финале — вопреки законам жанра — вообще почему-то стреляются.
Ссылаясь на письменные источники, литературоведы сделали Чехова «провозвестником» новых принципов и «ниспровергателем» устоявшихся к тому времени театральных канонов. «Я хотел соригинальничать: не вывел ни одного злодея, ни одного ангела… никого не обвинил, никого не оправдал…», — писал он брату.
Именно такое понимание чеховского материала, видимо, и дает повод все новым и новым его трактовщикам плодить все новые и новые психодраматические нагромождения, герои которых превращаются в откровенных пошляков, «клоунов» и «акробатов», то есть ведут себя на сцене именно так, как не хотел Чехов. Смотреть на эти выплески передовой творческой мысли мучительно стыдно и невероятно скучно.
Самое сложное – сыграть Чехова так, как он и писал – просто, без лукавых мудрствований и технических наворотов. Для этого вам нужны хорошие актеры, сыгранный ансамбль и режиссер, который способен рефлексировать и поэтизировать жизнь во всех ее проявлениях.
Очевидно, что всем этим арсеналом в совершенстве владеет труппа Ведогонь-театра. Потому что на сцене зрители видели жизнь, как она есть, — со всеми извивами и поворотами, счастливыми, а в большинстве случаев – несчастными моментами, с русским пристрастием к водочке под селедочку, с пустыми мечтаниями и натужным философствованием, с любовью и ненавистью, с ужасным скопидомством и страшным расточительством, с тотальной неустроенностью и неуемным правдоискательством. И жизнь эта, смешная и страшная одновременно, не отпускала.
Всем актерам, занятым в тот вечер в спектакле «Иванов», хочется сказать большое зрительское спасибо, не выделяя кого-либо отдельно. Все свои роли они провели деликатно, выпукло, вкусно, с любовью к сыгранным персонажам, с дотошным вниманием к высоким и низменным движениям их души, с трепетным отношением к партнеру и к зрителю, контакт с которым был установлен на первых минутах спектакля. Приятно и радостно сознавать, что труппа Ведогонь-театра не боится публики, понимает ее реакции, готова к сотворчеству и зритель рад покориться ее мастерству, а это дорогого стоит.
Елизавета Устинова
Источник http://zavladimir.ru/?p=21446