Спектакль «Сказка о дожде» - независимый проект Марии Большаковой, в основе которого лежит одноименная поэма Беллы Ахмадулиной, открывший на сцене Владимирского областного театра кукол дорожку лучших моноспектаклей мира, привезенных на фестиваль.
Аскетичный, темный коридор сцены, как бы парящее в воздухе окно, обрамленное белой рамой – условный символ, начерченная в воздухе граница между домашним очагом и улицей, орошенной дождем, – вот и все декорации, необходимые режиссеру. Дождь здесь мужчина в струящихся голубых брюках, с обнаженным торсом. Его не пускают в дом, потому что «он слишком влажный» и «слишком удлиненный для комнат». Чуждый этому миру, непонятый и отвергнутый зверь, герой-изгой, которого стегают половыми тряпками-нагайками, выпроваживая из дома, насухо вытерев как следует последние капли его крови - испаряющиеся от каминного жара лужицы воды.
Поэма Беллы Ахмадулиной «Сказка о дожде» была написана в шестидесятые годы в период попытки советского правительства выдавить Бога из человеческого сознания. Ее произведение – эзопов язык, а дождь – зашифрованная метафора веры, пролитая небесами на мир живительная влага. Ахмадулина выступила в своей поэме как заступница, бунтарь, поэт написавший сказку для взрослых, которые стали сами забывать себя под идеологическим натиском; и их дети уже не дети, а безжизненные куклы в белых одеяниях с нарисованными искусственными застывшими улыбками на лицах, которым с детства объясняют, что Бога нет.
Текст поэмы читает заслуженная артистка России Евгения Игумнова. Кто ее герой, сама ли она поэт, или просто хрупкая девушка, к которой привязался назойливый спутник – дождь? Это уже рисует воображение зрителя. Но главное то, что между ними пробежала невидимая искра, и вот уже дождь, никем не принимаемый странник, представляется ее любовником, который кружит актрису в танцевальном вихре, льнет к ней, крепко до боли сжимает в тиски и оплакивает вместе с ней свое одиночество.
Режиссер-балетмейстер Мария Большакова увидела в этом произведении материал для танцевальной композиции не случайно, она уловила особую музыкальность текста, его светлую печаль, боль и заступническую борьбу за все самое светлое, что только может быть в мире. Ее хореографический рисунок – это движение воды, брызги, окропляющие сценическую площадку. Создается впечатление, что актеры танцуют прямо на мостовой, прыгая вдвоем по лужам и разбрасывая повсюду серебристые капли. История закончится трагически толпа антагонистов в черных вечерних одеяниях (артисты балета) жестоко отвергнет свою встречу с дождем и актриса надломленным голосом произнесет последние строки Ахмадулиной:
«Земли перекалялась нагота,
И горизонт вкруг города был розов,
Повергнутое в страх Бюро прогнозов
Осадков не сулило никогда».
Полина Афиногенова