Актриса и вместе с тем кандидат философских наук - редкостное само по себе сочетание, да еще и человек особо остро увлеченный современными театральными процессами, открытый к дискуссии. Все это замечательная Валерия Емельянова, которая, ко всему прочему, является доцентом Владимирского государственного университета и воспитывает молодое поколение будущих людей театра. Повезло всем тем, кто побывал вчера в областном Доме работников искусств на ее лекции, тема которой звучала так: «Инновационные тенденции в современном театральном искусстве (художественно-эстетический ракурс)».
Валерия Валерьевна смотрит с улыбкой в зал и видит знакомые лица: коллег актеров, студентов, членов жюри; людей, которые два года назад присутствовали среди ее слушателей (что особенно приятно осознавать). Тут же она отмечает, что будет не просто лекция, а скорее разговор для всех, ведь тот театр, о котором пойдет речь, всем нам известен и каждый может вступить в диалог. Мы смотрим его здесь, на фестивале во Владимире, Москве, Санкт-Петербурге, следим за европейским театральным опытом.
Театр сегодня очень разный, многогранный, много системный. Он также как и другие сферы человеческой деятельности подвергся глобализации. Произошел бесконечный взаимообмен опытом, техниками, методиками. Как губка он впитал в себя одни эстетические принципы, не пренебрег другими, преобразовал некоторые из них. Но, к сожалению, не всегда благотворно.
Валерия Валерьевна отмечает основные тенденции современного театра. Моду на театр философский (принципы которого выработал Анатолий Васильев): деконструкция текста, резкая смена темпоритма, переход с шепота на крик; далее - использование кино и видео-арта, китч, репетитивность – маниакальное повторение одного и того же слова или звука; мода на гламур и документальный театр.
Возникает вопрос, а какое отношение у современного человека сложилось на фоне всего этого к традиционному, классическому виду театрального искусства? Как актриса – непосредственный творец и чуткий наблюдатель Валерия Емельянова отмечает тоску зрителя по чистому искусству, по театру лирическому, а не эпатажному, шокирующему. Она отмечает, что в современном театральном искусстве происходит подмена: театр раньше отображал реальность, превращая ее в образ, нынешний же «трендовый» театр предлагает уже готовый образ так, что реальность перестает восприниматься.
А как воспитать эстетическое сознание молодого поколения актеров, режиссеров, и особенно зрителей по отношению к театру, который априори им кажется мертвым, неживым? На этот вопрос еще только предстоит ответить.
Полина Афиногенова