Лучший региональный театр России Звезда театрала 2023 Лауреат премии «Звезда театрала»

23 сентября 2010 г.

Коми-Пермяцкий Национальный драматический театр им. М.Горького (г. Кудымкар)

Н.Коляда "УЙДИ-УЙДИ"
(Спектакль – лауреат фестиваля "Коляда-plays"в Екатеринбурге,
Гран-при фестиваля театров  малых народов в Лысьве )

Постановка лауреата премии Пермского края

в сфере культуры и искусства Станислава МЕЩАНГИНА

Сценография Василия БРАЖКИНА

…Отношение к драматургии Николая Коляды в  России  всегда было неоднозначным. За Уралом – он пророк, оракул, глава новой драматургической школы, чьи недавние ученики – уже популярные, известные драматурги. Актер, режиссер, драматург, руководитель собственного театра "Коляда-театр" и фестиваля "Коляда-plays", харизматичная личность а"ля Ренессанс…
Для Москвы же  и других "социально благополучных" регионов ( и нашего, по всей видимости – и слава Богу!! - тоже) его звенящие болью темы сострадания к неприкаянности, тотальной неустроенности и "несчастливости" простого работяги, маленького человека –  реалии чудовищных 90-х, о которых вспоминаем с содроганием, как страшный сон…
Ан нет. В основном-то Россия продолжает жить тяжело, натужно, небогато. Причем, это нищета уже больше не материальная, а духовная. Что страшней многократно:
"Из всей новой драмы уральская школа, пожалуй, единственная, кто наследует все лучшие традиции русской классической драматургии: интерес к маленькому человеку, психологичность, самобытный язык. Человек пытается противостоять обстоятельствам, не бунтуя против миропорядка в целом"...
Учитывая, что спектакль гостей рассчитан на камерную сцену, опустим то обстоятельство, что большая часть текста не была услышана зрителями. Оно, может, и к лучшему, поскольку ненормативная лексика  "не особо приветствовалась" на сцене Владимирского академического театра – даже в 90-х.  Зато органика актеров из Кудымкара, достоверность грима и бытовых деталей  настолько безукоризненны, что и перед спектаклем заглянувшие за кулисы тележурналисты в первые минуты общения чуть было не усомнились, что имеют дело именно с актерами(!)… Да и многих зрителей эта "всамделишность" покорила с первых же мгновений. Заметим, однако, что отсутствие в сценографии  хотя бы намека на образность ощутимо снижает общее впечатление от спектакля (для искушенных зрителей, говоримся сразу). Но, по всей вероятности, это традиционная эстетика театра. В Кудымкаре  иной пока и не хотят…
В спектакле Станислава Мещангина , бесспорно, отличный актерский ансамбль. Все типажи точно найдены, это почти архетипы современной России, но при этом играются характеры, каждый со своей болью и своей бедой. Солдатик Евгений, претендующий на убогую Людмилину жилплощадь, в исполнении Александра Федосеева - парень без корней, но изо всех сил он хочет эти корни пустить тут же,   сейчас же. Общедоступно-тоскующая Анжелика, дочь Людмилы  (Марина Бенцал) с таким же синяком, как у  матери, только на другой щеке и несчастный брачный аферист Валентин (заслуженный артист РФ Василий Макатерский), столетняя Марксина,  упоенно "пищащая" игрушкой "уйди-уйди", подаренной гостем-соискателем невест (Альбина Крохалева), и дочка ее, вечно пьяная Энгельсина (Вероника Чугайнова), напичканная советскими песнями, — все они живые, сегодняшние, из самых  низов российской жизни.
Но, конечно, главная фигура здесь — Людмила. Заслуженная артистка РФ  Валентина Мещангина играет ее с замечательным юмором, с куражом. Ее эксцентика граничит с надбытностью. И потому будоражит эстетическое чувство,  несмотря на неприглядность происходящего.  Громада текста выпаливается, выкрикивается. Противников она колет вилами,  лупит лопатой, закидывает картошкой, как гранатами. Безмерные монологи, состоящие из песенных цитат,  сквернословия, каких-то ежедневных заклинаний, — все это проходное. Главное возникает поверх текста: задавленное рыдание, которое прорывается только однажды в ночном монологе о счастье. Она смотрит невидящими глазами в зрительный зал и кричит… об одиночестве, о безысходной женской тоске. Почти не соображая, задыхаясь от слез.
Так кричат женщины в родах. Но родовая боль благодатна. А здесь возникает чувство огромной беды, которую не одолеть. И у каждого есть такая минута в спектакле. Общая бездомность, общая одинокость, попытка зацепиться хоть за кого-нибудь, чтобы не потонуть. Да-да!  Тоска по лучшей жизни!..  Вот как сегодня  прорастает СВЕРХЗАДАЧА легендарных мхатовских «Трех сестер»…

Фотографы

На сайте представлены фотографии Владимира Федина, Петра Соколова, Вадима Пакулина, Александра Уткина, Светланы Игнатовой, Анастасии Денисовой, Анны Колесовой, Татьяны Шалухиной, Оксаны Соловьёвой, Елены Птагиной, Екатерины Строговой и Константина Федяева.

Купить билеты ➤