Лучший региональный театр России Звезда театрала 2023 Лауреат премии «Звезда театрала»

25 сентября, суббота (вечер)   

Так уж сложилась фестивальная афиша, что два спектакля – «Правда хорошо, а счастье лучше» по А.Н.Островскому (Минский Национальный академический театр, почётный гость) и «Три сестры» А.П.Чехова Ульяновского государственного театра драмы им. И.А.Гончарова (конкурсный спектакль) поставлены одним и тем же режиссером, заслуженным деятелем искусств РФ Аркадием Кацем и оба оформлены народным художником Латвии Татьяной Швец…
Однако при всей узнаваемости почерков постановщиков «творческое кредо» театров очень различимо. И это любопытно. Кстати,  художественный руководитель Ульяновского театра, лауреат Государственной премии, народный артист РФ Юрий Копылов с 1983 по 1986 год был главным режиссером Владимирского театра драмы им. А. В. Луначарского. В памяти театралов старшего поколения и в истории театра остались талантливые спектакли Ю.С.Копылова – «Иванов» по А.П.Чехову, «Мера за меру» У.Шекспира, «Оптимистическая трагедия» Вс.Вишневского…
25 сентября владимирская публика имела возможность соприкоснуться с творческой культурой ульяновцев. Чехов, Гончаров и, конечно, Шекспир – любимые авторы Ю.Копылова. На этой литературе воспитана труппа театра. И, собственно, зрительская аудитория Ульяновска, театральная  пресса города.
Спектакль А.Ф.Каца «Три сестры» элегантен, интеллектуален и театрален в эстетике добрых 70-х. Несколько прохладен. И это огорчает, поскольку пронзительная у Чехова тема любви Вершинина и Маши Прозоровой практически «не случилась», хотя и Вершинин (С.Кондратенко) и Маша (Ю.Ильина) великолепны по типажу. Любопытны трансформации образа Маши, властной, повелительно-надменной и даже роковой красавицы, в начале спектакля похожей на укротительницу львов, а после встречи с Вершининым резко «оттаявшей» и даже несколько потерявшейся, трогательно рассеянной. Надо заметить – внешний рисунок каждой роли «филологически» точен (т.е. с точки зрения трактовок отечественной филологии), логически выверен. Любопытно, что природному, семейному аристократизму Прозоровых  Наташа (О.Копейкина) противопоставлена  именно как «апологет» аристократизма. Беззастенчиво вторгаясь в их жизни, тесня и захватывая жизненное пространство, внешне она постаралась превзойти сестер Прозоровых  и в манерах, и в гардеробе. Но внезапные, грубые деспотические проявления выдают ее плебейскую суть…
В плане актерской искренности не хватает теплоты исполнительнице Ирины (Е.Поздышева), которую режиссер озадачил к тому же довольно искусственным рефреном: Ирина ставит на авансцене детскую игрушку «волчок» и загадывает желание, надрывно крича «В Москву, в Москву, в Москву».  Надрывность и дидактичность в интонациях  присутствует,  но  от сестер ее принимать особенно  грустно.  В финале исполнителю Тузенбаха удается пронзить искренностью при расставании с Ириной, хотя в атмосфере спектакля сделать это непросто.
Хорош Чебутыкин (засл. артист РФ В. Кустарников) – субтильный и взрывной, как подросток, беспомощно твердящий  свое спасительное «всё всёравно». А вот трактовка образа Соленого (засл.артист РФ М.Петров) интересной, увы, не показалась.
Сценография с ее огромным воздушным пространством, розеткой из лиственных гирлянд, нависающей над всем планшетом сцены, усыпанным осенней листвой полом в финале, с изящными полупрозрачными  ширмами и красноречивыми венскими стульями, возможно, и придает спектаклю карнавальную красивость, но движению по  лабиринтам человеческой Души, постижению «жизни человеческого духа»  вряд ли способствует. Хотя в целом «аристократично приподнятый» Чехов –  не просчет режиссера. Особенно в наши дни, когда все – история страны, ее герои, литература, искусство, театр подвергается пресловутому «эффекту демократизации», «социального снижения»…

Фотографы

На сайте представлены фотографии Владимира Федина, Петра Соколова, Вадима Пакулина, Александра Уткина, Светланы Игнатовой, Анастасии Денисовой, Анны Колесовой, Татьяны Шалухиной, Оксаны Соловьёвой, Елены Птагиной, Екатерины Строговой и Константина Федяева.

Купить билеты ➤