Лучший региональный театр России Звезда театрала 2023 Лауреат премии «Звезда театрала»

                      А. П. Чехов

ТРИ СЕСТРЫ

Аннотация

Мерехлюндии в двух частях

Премьера 13 октября 2010 года

   Драматургия А.П.Чехова, немало оригинальных и дерзких трактовок повидавшая и пережившая за последние два десятилетия – во многом благодаря Международному Чеховскому фестивалю, - продолжает поражать обезоруживающей, сегодняшней человечностью. Пленительную и горькую красоту «Трех сестер» режиссер Александр Огарёв передал с присущим ему вниманием к емкости слова и образной визуальной, пластической метафоре. С дерзостью, откровенностью и беспощадностью художника XXI-го века. С неожиданной жесткостью и иронией к традиционно поэтично трактуемым образам. Как озорно и молодо царит в спектакле Серебряный век России - его ритмы, образные фантазии, нравы, идеи, настроения! Пожалуй, здесь завораживает не столько проживание событий, сколько Воспоминание о них героев пьесы, полное ассоциаций и сладостных «дежавю».

Режиссёр-постановщик Александр ОГАРЁВ

Художник-постановщик Татьяна ВИДАНОВА

Балетмейстер Наталья ШУРГАНОВА

В ролях: народный артист РФ Михаил АСАФОВ, артисты Александр АЛАДЫШЕВ,  Валерия ЕМЕЛЬЯНОВА, Андрей ГУРАМИШВИЛИ, Наталья ДЕМИДОВА,   Анна ЗАЙЦЕВА, Антон КАРТАШОВ, Игорь КЛОЧКОВ,  Лариса КОРЯГИНА, Алексей КУЛИКОВ. Анна ЛУЗГИНА,  Александра МОРОЗОВА, Богдан ТАРТАКОВСКИЙ, Анатолий ШАЛУХИН, Григорий ШУЕНКОВ

ЭКСПРЕСС-ХРОНИКИ ФЕСТИВАЛЯ «У ЗОЛОТЫХ ВОРОТ»

День второй. 18 сентября 2012 года.

Приветственным словом  на фестивальном пиру «У ЗОЛОТЫХ ВОРОТ» стал спектакль хозяев форума.

«Три сестры» А.П.Чехова в постановке лауреата Национальной театральной премии «Золотая маска» Александра Огарёва идет уже третий сезон. Спектакль  безусловно и бескомпромиссно  любИм труппой театра – за пронзительную остроту прочтения темы, за поэтичность и выразительность метафор, за горькую иронию и нежность, за  «неожиданную» (долгожданную и естественную - фактическую!) юность прозоровского семейства.

НО!..

   Не будет преувеличением сказать, что спектакль неоднозначно принимается владимирским зрителем – от полного  духовно-интеллектуально и эстетически обоснованного восторга до абсолютного и монолитного непонимания и неприятия.

   Причем, второй вариант восприятия постановки «зиждется» исключительно на буквально ВЕКОВОЙ сценической традиции (пьеса написана в 1900 году) – с оглядкой на «корифеев МХТ», согласно которой  сестры Прозоровы – всегда почему-то утомленные, умудренные и «умученные» жизненным опытом печальные «типичные старые девы» … ибо и младшую Ирину играли сорокалетние мастера сцены.

   А в трактовке Огарева даже старшая из сестер – Ольга (Валерия Емельянова) еще не перешагнула тридцатилетнего рубежа (что, впрочем,  как выяснилось, отнюдь не противоречит А.Чехову)… Или полковник  Вершинин –  по традиции, прекраснодушный седовласый красавец-резонер, как будто бы «от автора» произносящий  непререкаемые истины,  масштабно мечтающий о грядущем лучезарном будущем…  А у Огарева Вершинин (А.Куликов) – вполне узнаваемый современный боевой полковник, только из разряда тех, кто почему-то рискует «пафосно» поглаголить невзначай  и… тайно пишет стихи. Но уйти от манер и привычек современного офицерства даже этому романтику не дано!

   Традиционно Василий Васильевич Соленый – и в гриме, и по характеру – пошлая карикатура на поручика Лермонтова. Огарев не стал воспроизводить так буквально заблуждения  Соленого на свой счет. В его спектакле – это действительно страдающая личность, глухо замурованная в глухой саркофаг амбиций, болезненной и воинствующей недообразованности, комплексов,  и непреодолимой неприкаянности (арт. И.Клочков)…

   В Огаревской версии  Чехов зазвучал  неожиданно, юно и свежо. Как отметил член жюри фестиваля, театральный критик Александр Вислов, он «никогда не видел, чтобы чеховский спектакль так отражал эпоху написания пьесы, чтобы так живо и убедительно проживались события пьесы сквозь дымку декаданса, символизма, зарождающегося  футуризма»… Здесь и эстетика Марка Шагала, и «Балаганчик» А.Блока, и джазовые ритмы, входящие в европейскую моду на заре ХХ века... И это отнюдь не педалируется –  а  органично живет в атмосфере спектакля, поражая как открытие: почему же РАНЬШЕ никто не вспомнил ОБ ЭПОХЕ!.. Юность исполнителей, где возраст актеров соответствует возрасту персонажей – это, несомненно, тоже «дерзкое взрывание традиций»?

   К достоинствам огаревской постановки отнесём  и  предельную деликатность постановщиков  в отношении материальных примет эпохи, поскольку на героях нет нарочито современной одежды, они «почти» не демонстрируют «достижений мировой сексуальной революции» и не выражаются при помощи сленга. Напротив, тончайшая и талантливая стилизация архитектуры и костюмов, выразительная трансформация декораций (художник Татьяна Виданова) восхищает точностью и изысканностью в сочетании с образностью и обобщением. А внимание к слову, к его скрытым токам, вибрациям и смыслам – одно из самых сильных «мест» огаревской режиссуры…

   На спектакль «Три сестры» после премьеры была достаточно обширная пресса, в том числе и фестивальная (имеется в виду Волковский фестиваль 2011 года. Г.Ярославль: из всего потока особенно любопытна статья из коммунистической газеты, которая  так бичует и «линчует» владимирский спектакль, что в ушах начинает звучать голос гособвинителя Вышинского!!!))), и столичная  (журнал «Страстной бульвар, 10»).

   Актуальность тех статей до сих пор не утрачена. Поэтому мы не станем останавливаться на подробном разборе спектакля. В свое время спектакль отсматривался на предмет номинирования на «Золотую маску», но мнения экспертов всё так же полярно разошлись…Впрочем, как заметил на сегодняшнем обсуждении спектакля театральный критик, преподаватель ГИТИСа А.А.Вислов, «то напряженное  внимание, в котором существовал вчера зрительный зал,  дорогого стоит»!

   Желаем «ТРЕМ СЁСТРАМ», назло  их «мерехлюндиям», долгой, счастливой, плодотворной жизни и перелистаем эту страничку с верой в новый день – поскольку СЕГОДНЯ нас ожидает интересная и талантливая постановка горьковской пьесы «На дне».


Экс-ПРЕСС-летописец Тина ЭЛТОНС           

19.09.2012, г. Владимир

Фотографы

На сайте представлены фотографии Владимира Федина, Петра Соколова, Вадима Пакулина, Александра Уткина, Светланы Игнатовой, Анастасии Денисовой, Анны Колесовой, Татьяны Шалухиной, Оксаны Соловьёвой, Елены Птагиной, Екатерины Строговой и Константина Федяева.

Купить билеты ➤