Лучший региональный театр России Звезда театрала 2023 Лауреат премии «Звезда театрала»

                                        Л.Н.Толстой

«ПЛОДЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ»

Аннотация

Комедия в двух действиях

   Утро. Московский дом помещика Звездинцева. Господа пробуждаются после ночных развлечений: вино, карты, спиритизм. Примерно тем же самым собираются они заняться и сегодня. Сюда же приходят мужики, крестьяне из поместья Звездинцевых в Курской губернии. Миром они собрали денег и просят барина продать общине возделываемые земли. Отказ помещика доводит мужиков до отчаяния. Но находчивая и ловкая горничная берется устроить все так, чтобы барин подписал документ на продажу. И все получится – ведь вечером снова спиритический сеанс!

   История хождения крестьян в Москву к просвещенному барину, рассказанная Калужским театром, получилась весьма трогательной. Оформление спектакля выполнено в стиле образа будущего из романов Жюля Верна. В богатом доме Звездинцевых дорогая ампирная классика поразительно сочетается с «high-tech’ом» начала 20-го века - времени пара, меди и радостной веры в неотвратимый научно-технический прогресс. Взаимоотношения персонажей пьесы выстроены в остро парадоксальном ключе. В некоторых  сценах  вся, казалось бы, повседневная жизнь барского дома доходит до грани абсурда и становится предельно странной. Так, зрителям предоставляется возможность увидеть ее глазами тех самых мужиков из Курской губернии.

   И в самом деле, ни в загадках и лабиринтах ума, ни в замысловатой архитектуре интерьеров, ни в причудах домашних спиритов Истины не найти. Она где-то в другом месте… Не на той ли обычной земле, о которой все толкуют хозяину незвано пришедшие мужички?

Премьера состоялась 26 февраля 2010 г.

Режиссёр-постановщик – заслуженный деятель искусств России Александр Плетнев

Художник-постановщик – Максим Железняков

Художник по костюмам – Оксана Богданович

Помощник режиссера – Татьяна Алексашина

Руководитель театра – заслуженный работник культуры России Александр Кривовичев

Главный режиссёр театра – заслуженный деятель искусств России Александр Плетнёв

Действующие лица и исполнители:

Леонид Федорович Звездинцев, отставной поручик конной гвардии, владелец 24 тысяч десятин в разных губерниях. Свежий мужчина, около 60 лет, мягкий, приятный, джентльмен. Верит в спиритизм и любит удивлять других своими рассказами

Заслуженный артист России Евгений Сумин

Анна Павловна Звездинцева, его жена, полная, молодящаяся дама, озабоченная светскими приличиями, презирающая своего мужа и слепо верящая доктору. Дама раздражительная

Заслуженная артистка России Людмила Парфирова

Бетси, их дочь, светская девица, лет 20-ти, с распущенными манерами, подражающими мужским. Кокетка и хохотунья. Говорит очень быстро и очень отчетливо, поджимая губы, как иностранка

Людмила Фесенко

Василий Леонидыч, их сын, 25-ти лет, кандидат юридических наук, без определенных занятий, член общества велосипедистов, общества конских ристалищ и общества поощрения борзых собак. Молодой человек, пользующийся прекрасным здоровьем и несокрушимой самоуверенностью. Говорит громко и отрывисто. Либо вполне серьезен, почти мрачен, либо шумно-весел и хохочет громко

Игорь Корнилов

Алексей Владимирович Кругосветлов, профессор. Ученый, лет 50-ти, со спокойными, приятно самоуверенными манерами и такою же медлительною, певучей речью. Охотно говорит. К не соглашающимся с собою относится кротко-презрительно

 Заслуженный артист России Сергей Лунин

Доктор. Постоянно самодовольно посмеивается

Александр Зоточкин

Марья Константиновна, девица лет 20-ти, воспитанница консерватории, учительница музыки, с махрами на лбу, в преувеличенно модном туалете, заискивающая и конфузящаяся

Анна Сорокина

Петрищев, лет 28, кандидат филологических наук, ищущий деятельности, член тех же обществ, как и Василий Леонидыч, и, кроме того, общества устройства ситцевых и коленкоровых балов. Быстрый в движениях и речи и очень учтивый

Игорь Постнов

Баронесса, важная дама, неподвижная, говорит без интонаций

Светлана Никифорова

Гросман, блондин еврейского типа, очень подвижный, нервный, говорит очень громко

Сергей Путинцев

Марья Васильевна Толбухина, очень важная, богатая и добродушная дама, знакомая со всеми замечательными людьми, прежними и теперешними. Говорит поспешно, стараясь переговорить других. Курит

Мария Артемьева

Виктория Горьковая

Сахатов, Сергей Иванович, бывший товарищ министра, элегантный господин, широкого европейского образования, ничем не занят и всем интересуется. Держит себя достойно и даже несколько строго

 Народный артист России Виталий Логвиновский

Федор Иваныч, камердинер. Образованный и любящий образование человек, злоупотребляющий употреблением носового платка, который он медленно развертывает. Следит за политикой. Человек умный и добрый

Валерий Смородин

Григорий, лакей, лет 28, красавец собой, развратный, завистливый и смелый

Захар Машненков

Яков, лет 40, буфетчик, суетливый, добродушный, живущий только деревенскими семейными интересами

Игорь Кумицкий

Семен, буфетный мужик, лет 20. Здоровый, свежий, деревенский малый,  без бороды еще, спокойный, улыбающийся

Дмитрий Денисов

Старый повар, лохматый, небритый, раздутый, желтый, трясущийся, в нанковом летнем оборванном пальто и грязных штанах и опорках, говорит хрипло. Слова вырываются из него как бы через преграду

Григорий Бирюлин

Кухарка, говорунья, недовольная

Ирина Шуркина

Таня, горничная, энергичная, сильная, веселая и быстро изменяющая настроение девушка. В минуты сильного возбуждения радости взвизгивает

Дарья Кузнецова

1-й мужик, лет 60-ти, ходил старшиной, полагает, что знает обхождение с господами, и любит себя послушать

 Народный артист России Михаил Пахоменко

2-й мужик, лет 45, хозяин, грубый и правдивый, не любит говорить лишнего. Отец Семена

 Заслуженный артист России Михаил Кузнецов

3-й мужик, лет 70-ти, в лаптях, нервный, беспокойный, торопится, робеет и разговором заглушает свою робость

Вячеслав Голоднов

Артельщик из магазина. В синей поддевке, с чистым румяным лицом. Говорит твердо, внушительно и ясно

Михаил Катков

ЭКСПРЕСС-ХРОНИКИ ФЕСТИВАЛЯ «У ЗОЛОТЫХ ВОРОТ»

День пятый

Л. Толстой, «Плоды просвещения».

Калужский областной драматический театр.

   Калужский театр – во Владимире один из самых любимых. Каждый раз, приезжая на фестивали, Калуга удивляет, заставляет смеяться, иногда и сквозь слезы, думать о вечном и о нынешнем. То есть делает то, что и призван делать настоящий русский театр.

   И вот в этот раз на сцене классика – не самая интересная пьеса Л. Толстого в неизменно блистательном прочтении главрежа Калужского театра Александра Плетнева. Множество персонажей, среди которых смешные  - все, отрицательного – ни одного. Но все – пронзительно узнаваемые. Сто лет прошло, а изменилось ли время? Не до сих ли пор мы так и живем?

   Встреча заевшихся господ, балующихся спиритическими сеансами, и крестьян Курской губернии не выглядит столкновением двух миров или неразрешимым конфликтом. Две параллельные вселенные  - каждая со своей мечтой. Мужики – мечтают о земле, о возможности выпускать пастись корову, а не только куренка. Маленькая иллюзия: вот сейчас прикупим у барина земли немного и вот тогда заживем. Но и господа  - каждый из них – мечтают о вроде бы достижимом, но таком несбыточном счастье. Молодой барин весь в новых прожектах, которые и не собираются осуществляться. Барышня – в мечтах о свободе от деспотичной мамаши, впрочем, мамаша вся в своих делах, и на домашних внимания обращает мало. Глава семейства – в мечтах из этого семейства вырваться. И каждый из них трогателен в этих своих желаниях.

   А главные герои здесь – совершенно земные и рациональные слуги – горничная, камердинер, лакей, буфетчик. Со вполне понятными желаниями, к тому же прилагающие массу сил, чтобы свои желания осуществить. Очень яркие, узнаваемые, живые и естественные. Они и связывают эти два мира между собой, даря каждому возможность достижения мечты или иллюзию этого достижения.

Наталья Старосельская, главный редактор журнала "Иные берега" и шеф-редактор журнала "Страстной бульвар":

   «Насколько же по-новому прочитана она режиссером и театром, какие неожиданные мысли вызывает!..

   Известно, что смутные времена в истории вызывают к жизни разного рода мистические откровения, увлечение спиритизмом, составлением  гороскопов, из всех углов выползают гадалки, прорицательницы, целители и т. д. В такое время попали и мы сегодня, поэтому историю семейства Звездинцевых и их круга смотрим почти как привычный телевизионный сюжет. Но Плетнева меньше всего интересуют эти люди и их интересы. Главным героем его театральной истории становится дворня — камердинер Федор Иванович (Валерий Смородин), лакей Григорий (Захар Машненков), буфетчик Яков (Игорь Кумицкий), буфетный мужик Семен (Дмитрий Денисов), кухарка (Ирина Шуркина), старый повар (Григорий Бирюлин), горничная Таня (Татьяна Овсяникова). Это они заправляют всем в доме — не захочет Григорий идти по зову барина, так барин сам придет к нему; потребует хозяйка дома выставить мужиков, так их в другую дверь впустят, а Таня закручивает и блистательно исполняет всю игру, делая так, что барин подписывает необходимые мужикам бумаги.

   Все названные здесь артисты находят для своих персонажей краски яркие, сочные, не боясь ни открытого комикования, ни излишнего серьеза. Они “купаются” в своих ролях, наслаждаясь сами и вызывая ответное наслаждение зрителей.

   Что же касается трех мужиков, сыгранных Михаилом Пахоменко, Михаилом Кузнецовым и Вячеславом Голодновым, они поистине блистательны! Смотреть на их растерянные лица, слушать корявую речь, видеть, как они погружают руки в мешок и протягивают барину клубни картофеля — просто восторг. Они настолько естественны, правдивы, чисты, что веришь каждому их движению безоговорочно. И вдруг... вдруг возникает ошеломляющая мысль: да ведь это они и есть настоящие плоды просвещения — того просвещения мистикой и спиритизмом, навязыванием абсолютно чуждых и чужих идеалов, которыми со времен Льва Николаевича Толстого упорно занималась Россия. Вот и взошли эти плоды — естественные, природные, но тупоголовые, косноязычные, серые...

   И неожиданно перевертывается в сознании язвительное название, данное Толстым своей комедии, потому что до господ Звездинцевых и профессора Кругосветлова нам, в сущности, дела нет — пусть несут свою ахинею: мы можем только посмеяться над их стараниями проникнуть за грань миров с помощью барокамер и белых халатов. Хотя играют артисты замечательно! Превосходны Леонид Федорович (Евгений Сумин), Бетси (Людмила Фесенко), Василий Леонидыч (Игорь Корнилов), Кругосветлов (Сергей Лунин), доктор (Александр Зоточкин), Петрищев (Игорь Постнов), Гросман (Сергей Путинцев), Сахатов (Виталий Логвиновский). Они вызывают смех своей наивностью и жаждой «чудес»...

Китанов Роберт, театральный критик, Йошкар-Ола

   «Любопытно, вроде бы на сцене – история одного обмана. Но на самом деле ее героям и денег-то не надо. Главное – вера в свою мечту и сила воображения. С их помощью помещик Звездинцев и профессор Кругосветлов еще раз убедились в торжестве науки. Крестьяне получили землю, Таня – жениха. Красивая репетиторша Марья Константиновна (Анна Сорокина) наверняка свяжет судьбу с Василием Леонидычем, а сам он с азартом примется за новое хобби. Даже самый бескрылый персонаж – Григорий оказывается в итоге тоже фантазером, и не исключено, что в конце концов он получит-таки богатую жену.

   Однако спектакль не только о мечте, которая помогает людям жить, но и о ее оборотной стороне. Ведь какими бы красивыми ни были утопии, действительность упрямо возвращает нас на землю – землю, где «куренка негде выпустить».

   Все это – и ностальгия по вере в утопию, и сарказм, заложенный в произведении, донесено до зрителя как захватывающий детектив. Действо само по себе обладает таким захватывающим ритмом, что даже музыка как художественное средство становится излишней. Увы, привлеченное авторами спектакля кинопроизведение Альфреда Шнитке не иллюстрирует происходящее и не является к нему контрапунктом. Единственное оправдание наличию в спектакле этой тоскливой мелодии – то, что для режиссера, юность которого приходится на начало 80-х, она попадает в одну корзину с капитаном Немо и человеком-амфибией. Как бы то ни было, даже по этому недочету видно, что режиссер Александр Плетнев не ищет прямых путей и прозрачных для публики ассоциаций. И, остается только добавить, происходит это к счастью и для театра и для нас, зрителей».

Фотографы

На сайте представлены фотографии Владимира Федина, Петра Соколова, Вадима Пакулина, Александра Уткина, Светланы Игнатовой, Анастасии Денисовой, Анны Колесовой, Татьяны Шалухиной, Оксаны Соловьёвой, Елены Птагиной, Екатерины Строговой и Константина Федяева.

Купить билеты ➤