День четырнадцатый. 29 сентября 2016 года, четверг.
Без преувеличения - День познания и открытий.
В цикле «Золотые лекции у Золотых ворот» в этот день нас ожидало выступление молодой, красивой актрисы Владимирского академического театра драмы Валерии Емельяновой (Коленовой), среди ролей которой — есть крупные и главные - Улита, жена Андрея Боголюбского в одноименном спектакле, Береника в сп. «Фредерик, или Бульвар преступлений» Э.Э.Шмитта, Ольга в чеховских «Трех сёстрах».
Но на этот раз Валерия была представлена директором театра и фестиваля Б.Г. Гуниным не как актриса, а в качестве успешного молодого учёного, исследователя и теоретика театра — кандидата философских наук, старшего преподавателя Владимирского университета! Год назад Лера защитила кандидатскую диссертацию по теме, которая ей близка и, по её признанию, чрезвычайно важна в актерской работе: «Философско-эстетические основания театральной концепции Анатолия Васильева». Ученик М.И. Кнебель и А.А. Попова, А.А. Васильев известен не только в России, но и в Европе, как выдающийся режиссер, педагог и экспериментатор, создатель московского театра «Школа драматического искусства», успешно соединивший в своем творчестве театр психологический с театром представления. Эти попытки не новы в мировой режиссуре, но концепция метафизического театра (театра идей) Анатолия Васильева носит наиболее последовательный, завершённый характер и рассматривается специалистами именно как безусловный театральный феномен, конкретно как «творческий метод (школа) Анатолия Васильева».
Моноспектакль «ИСПОВЕДЬ МАСКИ» по мотивам самого первого, ставшего культовым с первых дней выхода в свет, прославившего своего 24-летнего автора, романа Юкио Мисимы (Япония) в переводе Бориса Акунина и в постановке Инны Соколовой-Гордон (театр «Русская Сцена», Берлин, Германия) — безусловно и однозначно сценический шедевр. Изысканность и совершенство формы. Блистательная, виртуозная актёрская работа Андре Мошоя: фееричное соединение психологической глубины, искренности с уникальной пластикой и отменным художественным вкусом в воплощении очень непростого, экзотического литературного материала... Сюжет спектакля — исповедь. Вернувшись из длительной заграничной командировки, герой спектакля предаётся воспоминаниям, буквально проживая их с первых дней своей жизни и до её трагического, «эффектного» финала-самоубийства.
Роман Мисимы считался автобиографическим. И оказался пророческим. За свою недолгую жизнь Мисима успел невероятно много. Сорок романов, пятнадцать из которых были экранизированы еще до гибели писателя; восемнадцать пьес, с успехом шедших в японских, американских и европейских театрах, десятки сборников рассказов и эссе - таков впечатляющий итог 25-летнего литературного труда. Но интересы Мисимы были поистине неохватны и одним писательством не исчерпывались. Он был режиссером театра и кино, актером, дирижировал симфоническим оркестром. Занимался кэндо ("путь меча" - национальное фехтовальное искусство), карате и тяжелой атлетикой, летал на боевом самолете, семь раз объехал вокруг земного шара, трижды назывался в числе наиболее вероятных претендентов на Нобелевскую премию.
Спектакль «Исповедь маски» - лауреат многих международных конкурсов и фестивалей.
А потом был Шукшин! Московский театр «Сфера» порадовал фестивальную публику постановкой Юлии Беляевой «РАСКАС» по мотивам 7-ми сюжетов В.М. Шукшина, объединенных оригинальным жанровым прочтением («Выездной спектакль-концерт сельской самодеятельности...»). Юмор, слёзы, запредельная искренность и обаяние артистов, атмосфера душевной близости зрительного зала и сцены... Судя по зрительскому восторгу, последний конкурсный день удался на славу!
ЭКС-пресс-летописец Татьяна ЛАВРОВА