Лучший региональный театр России Звезда театрала 2023 Лауреат премии «Звезда театрала»

Второй день фестиваля «У Золотых ворот» познакомил гостей с «Идиотом» - спектаклем Белгородского академического драматического театра им. Щепкина. Оставаясь дословно верным тексту романа, режиссёр Семён Спивак будто вскрывает его тайный шифр – в одном дне Мышкина, как в ДНК клетки, оказывается закодированным «тело» всего романа Достоевского «о вполне прекрасном человеке».

 

Действие спектакля очерчено только первой частью романа – череда событий между приездом князя Мышкина в Россию из Швейцарии и именинами Настасьи Филипповны. Только один день – чтобы, словно Христос, сошедший во ад, явиться в мир, засвидетельствовать его обреченность и вернуться вновь в свое ино-бытие.

Спектакль потрясающей библейской образности, «Идиот» уже начальным и финальным песнопением «Пробудись, душа» (тонко и точно исполненным актерским хором акапельно)  задает основную тему – мученичество человека в запрограммированном на крах мире. Непрерывающимся  звуковым фоном тиканье часов и  «танго смерти» (мелодия Карла Дженкинса) намекают: Memento mori. Множатся мизансценические рифмы, отсылая к новозаветным сюжетам. Рогожин со спины поддерживает обмякшего в обмороке Мышкина, распятием раскинувшего руки, – и Рогожин же водружает в доме Иволгиных на стол Настасью Филипповну, как мученицу, взошедшую на Голгофу. В финале сцены именин, когда роковая красавица отказывается «этакого младенца погубить» и уже готова ехать с рогожинской бандой, случаются объятия-прощания. О, что это за объятия! По-матерински бережно, долго, окутывает руками, убаюкивает она Мышкина – Богородица, снимающая сына с креста. Но будто кровавыми стигматами проступают бордовые перчатки на спине бежевого пиджака Мышкина. И тут же – как Пьета наоборот – уже Мышкин держит обессилевшую в беспамятстве Настасью, «стекающую» с его рук складками бордового платья (как душераздирающе судорожно прикрывает он этим платьем голые ноги женщины, как будто можно еще спасти от позора…). И вдруг становится очевидным двойничество Мышкина и Настасьи Филипповны, отзеркаливание их друг в друге. Агония узнавания себя в другом – и трагедия неизбежного расставания…

В условиях довольно аскетичной сценографии – стол, стул, задник для видео-проекций – на объемные «растущие смыслы» работают другие факторы. Невероятно точное попадание актеров в типажи Достоевского и яркая индивидуализация образов неожиданными физическими действиями; работающий, как часы, ансамбль (на сцене почти 30 человек) и композиционное «двоемирие». Режиссёр кинематографически  запараллеливает два плана действия в одной сцене. Пока, к примеру, толпа в режиме замедленной съемки подкидывает вверх князя, поздравляя с получением наследства, между Рогожиным и Настасьей случается свой роковой спектакль. 

«Потусторонность» Мышкина в начале спектакля – когда князь замирает перед кибер-реальностью компьютерной игры-стрелялки, отзывается рифмой в конце, закольцовывая этот мир.  Гигантский камин заглатывает всех персонажей, в красном зареве столпившихся у ног «вздернутой» в образное распятие Настасьи Филипповны. И только один «вполне прекрасный человек» остается по другую сторону адского пламени. Промелькнув мимо горя и мира уже ничего не спасающей красотой.                                                                                   Мила ДЕНЁВА

 

 

Фотографы

На сайте представлены фотографии Владимира Федина, Петра Соколова, Вадима Пакулина, Александра Уткина, Светланы Игнатовой, Анастасии Денисовой, Анны Колесовой, Татьяны Шалухиной, Оксаны Соловьёвой, Елены Птагиной, Екатерины Строговой и Константина Федяева.

Купить билеты ➤