«Эсимде» режиссера Бекпулата Парманова - очередной моноспектакль, приехавший на фестиваль во Владимир, на иностранном языке, без субтитров. В этот раз гости прибыли из Бишкекского городского драматического театра им. А. Умуралиева из Кыргызстана с инсценировкой повести Чингиза Айтматова «Материнское поле».
Что такое слово в театре? Это знак, с помощью которого улавливается смысл. Можно нейтрально, без интонации произнести его и станет понятно. Верхом же актерского мастерства доносить смысл слова не значением, а путем выражения чувства, того, которое возвышается над словом, путем обнажения души и сердца, ровно так, как это делает актриса Кулайым Каныметова - народная артистка Кыргызской Республики. Она играет на своем родном языке очень проникновенно и вдумчиво, так, что зритель понимает каждую черточку ее исполнения, каждый жест, каждый слог бесконечного монолога, ее исповеди.
История, взятая режиссером и артисткой, является по-актерски непростой. Повесть Айтматова рассказывает о пожилой женщине по имени Толгонай, которая в День Поминовения решила поведать всю правду о своей тяжелой жизни. Правду о том, как полюбила впервые, как родила трех сыновей; о том, как все они погибли на войне и как ей приходилось выживать самостоятельно вместе со своей невесткой Алиман, которая умерла при родах, оставив у Толгонай на руках младенца, ребенка чужого по крови. Весь текст - исповедь женщины перед всем белым светом, исповедь о тайне рождения внука, о своей жизни, о безжалостном времени. В программке мы находим небольшую подсказку, столбец из ключевых слов сюжета: эсимде – я помню, жер – земля, осман – небо, элдик нан – народный хлеб, согуш – война, жениш – победа, адам – человек.
Кулайым Каныметова появляется на сцене в черном простом платье, на ее плечи накинут белый скромный платок. Под ее ногами поле – натянутая легкая ткань желто-коричневатого цвета степного простора или золотистой ржи. Под ткань пускают слабые потоки воздуха и кажется, что сама земля волнуется под ногами актрисы, что поле радуется ее появлению и скорбит вместе с ней обо всем. Задником является та же ткань, это единое полотно, переливающееся разными цветами: красным, золотистым. Символ того, что земля и небо неразлучны. В какой-то момент ткань становится темно-синей и на ней выступают волшебно-сказочные россыпи звезд. Актриса разговаривает с этим небом (мы слышим «осман»), общается с матерью-землей («жер») и каждый раз все повторяет: эсимде, эсимде, эсимде… Я помню. А потом поет пронзительную песню-плач, вой волчицы, оставшейся без своих детей, который подхватывает звук поющей свирели. Режиссер посвятил этот спектакль всем матерям мира, испытавшим горечь утраты своих детей, стойким, принимающим удары судьбы. Бекпулат Парманов и Кулайым Каныметова вложили в него свою огромную любовь, свое сердце, в доказательство чему служат слезы зрителей, не понимающих кыргызского языка.
Полина Афиногенова