Рецензия от Игоря Сидорова о спектакле "Сны Гамлета"
- Информация о материале
Любите ли вы театр ? Любите ли вы театр так , как люблю его я ?..
За что я люблю театр ? Отчасти за то , что каждый спектакль - маленькая жизнь . Каждый спектакль уникален и неповторим . Неповторим , ибо он рождается в тот момент , когда зрители занимают свои места согласно купленным билетам , и актёры выходят на сцену , чтобы " править ремесло " , а умирает , когда пьеса прожита и актёры выходят на поклон под аплодисменты зрителей или под крики "Браво!"...
Что потом ? Потом новый спектакль , который никогда не будет похожим на предыдущий . Новые зрители , новые эмоции , новая энергетика . Жизнь - движение . Меняется абсолютно всё . Движется абсолютно всё . Даже если мы этого и не замечаем , не чувствуем , не ощущаем . Меняется мир , меняемся мы сами , меняются все , кто нас окружает и всё , что нас окружает ...
В этот вторник я посмотрел спектакль "Сны Гамлета " по произведению Нины Мазур второй раз : в прошлом году я имел честь быть на премьере этого спектакля и уже писал отзыв на эту работу .
Второй просмотр , спустя год после премьерного показа , пробудил во мне желание написать ещё один отзыв . Почему ? Да , всё , на самом деле , объяснимо довольно-таки легко и просто ...
Во - первых , я убедился в той мысли , что театр - живой организм и каждый спектакль уникален , ибо он существует только "здесь и сейчас " , а попытки запечатлеть происходящее сродни попыткам выразить невыразимое . Они подобны желанию положить в карман солнечного зайчика или удержать снежинку на ладони . Спектакль , который я смотрел во вторник , - это уже какой - то другой спектакль . Иной .
В чем же эта инаковость ?
Поменялись акценты , возможно в моем восприятии , возможно в игре актёра , ведь оба мы развиваемся , растём , меняемся , движемся , как и сама жизнь . Появились некие новые акценты , которых раньше не было или которых я раньше не замечал в силу каких - то неведомых мне причин .
И если год назад меня очень поразила интерпретация известного всем интеллигентным людям вопроса : " Быть или не быть ? "- " Быть как все или не быть как все ? " , то в этот раз меня просто покорила мысль , которую озвучивает Гамлет ,-
" Предательство к добру не ведёт "!
Эта мысль рождает множество вопросов : о каком предательстве идёт речь ? кто и как кого предаёт ? каким образом это предательство осуществляется ? идет ли речь о предательстве Розенкранца и Гильденстерна , которые с молчаливого согласия готовы отправить своего друга Гамлета на верную гибель ? Или речь идёт о том , что , решив быть как все и отомстить Клавдию за убийство отца , Гамлет предаёт самого себя , идёт против своей сущности ? Или это тот факт , что Гертруда фактически сразу же после смерти своего супруга -короля Дании -выходит замуж во второй раз ? Или это любовь Офелии к Гамлету - убийце Полония ( ее отца ) ?
Да - да . Разве это не предательство ?
Офелия - любящая дочь , которая чувствует вину , осознавая , что после гибели отца ее любовь к Гамлету становится запретной и даже преступной .
Не поэтому ли она сходит с ума и оказывается на берегу реки , хотя и боялась воды с детства , как утверждает страдающий принц датский , который знал о её волнениях и страхах и был дружен с ней ?
Во - вторых , я поймал себя на мысли , что хотел бы иметь у себя текст пьесы , которая полифонична , многопланова , которая обращена ко зрителю и читателю , имеющему определённый уровень культуры , ибо содержит в себе множество реминисценций .
В - третьих , спектакль в очередной раз заставил меня убедиться в том , что ничего не берётся из ниоткуда и не уходит вникуда , что за все всегда приходится расплачиваться. А какова цена - неизвестно . Неизвестно до тех пор , пока не будет сделан выбор . Пока не решишь : быть или не быть . Только после этого выбора ты узнаешь цену . Но опять - таки узнаешь её не сразу , а по прошествии какого - то промежутка времени .
Потом тебе может казаться , что выбор был сделан неправильно и что ничего в жизни тебе больше не остаётся , кроме множества рюмок , наполненных пьянящей и дурманящей сознание жидкостью , кроме страданий и боли , кроме снов - кошмаров , которые повторяются каждую ночь . Но кто знает , чем бы закончилась твоя история , если бы тогда ты сделал совершенно другой выбор и , решив " не быть как все ", отпустил ситуацию , смирился с потерей отца и отказался от мести ?!
Все уже решено ! Все уже совершено ! А история не терпит сослагательного наклонения ! Все произошло именно так , как произошло и никак иначе - так что смотри один и тот же сон каждую ночь . Сон повторяющийся и повторяющий каждую мелочь . Пей горькую и страдай ! Такова расплата за предательство , которое " к добру не ведёт "!
Но парадокс в том , что ты оказался в такой ситуации , что , какой бы выбор не был тобою сделан , ты в любом случае кого - то или что - то предашь . Предашь , сам того не желая ! О ,бедный страдающий Гамлет! Гамлет , обречённый мучать и мучиться !
И вновь аплодисменты ! И желание встать и крикнуть " Браво!" Сдерживаю его - как на меня посмотрит публика ?! А сердце стучит и колотится ! Кровь пульсирует по венам ! "Быть как все или не быть как все"?
Я сижу и аплодирую громко , отбивая ладони , но встать не решаюсь - пугаюсь непонимающих взглядов тех , кто сидел и смотрел , но , возможно , не понял многое ! Не каждый владимирец способен прочесть и понять этот " новый" сценический язык ! К сожалению , не каждый ! Я предаю себя ! А " предательство к добру не ведёт " и я пишу этот отзыв ! Для оправдания ли ? Для прощения ли ? Для себя ли ? Или для других?
" Браво!"Пишу я сегодня!
Браво , Нина Мазур , написавшая сложную психологическую драму ! Браво , Линас Мариюс Зайкаускас , поставивший эту монодраму ! Браво , Александр Аладышев ! " Боль и ушиб"! Гамлет , чья вселенная включает в себя целый мир - Мир страданий и рефлексии ! Ибо ад внутри нас ...
Спектакль обрёл огранку подобно алмазу , превращенному в бриллиант , искрящийся всеми своими гранями ! И , сколько снов ещё увидит принц датский , известно только создателю ...