"ГТРК"

 Если сравнить театр с фрегатом на полных парусах, что в трюме? Если с кораблём космическим - каков пульт управления и отсеки? Закулисье...  Именно туда, по статистике, в первую очередь стремятся попасть гости традиционного праздника - Ночи в театре. Чтобы раскрыть все его тайны, изменив маршрут "гардероб-фойе- зрительный зал". 

Во время спектакля публика может оценить результаты "большой технической революции". Новая механика сцены, штанкеты, подъёмники, площадки...  А вот как работает этот механизм? И что внутри? 

 Максим Балашов, заведующий художественно-постановочной частью владимирского академического областного театра драмы показывает объект стратегический. Оркестровая яма. Вход дальше - воспрещён.  Оркестровая  яма также преобразилась после масштабных работ.  Здесь не только могут разместиться музыканты. По сути- техническая основа всего, что видит зритель.

Максим Балашов, заведующий художественно-постановочной частью владимирского академического областного театра драмы: "Мы находимся внизу оркестровой ямы. Сейчас мы слышим - над нами идёт репетиция. Здесь - сценические подъёмно-опускные площадки, они с пульта управления могут подниматься-опускаться, оказываться на различных уровнях. Всё это позволяет расширить пространство сцены, максимально использовать его".

Здесь же - на первом этаже - еще одна точка на "карте-схеме" владимирской драмы. Где запах свежего дерева и гул механизмов. "Столярный цех" - или "столярка" - важнейшее подразделение театральной машины. По технике безопасности - посторонним вход также воспрещён. Наблюдаем на расстоянии.  Чуть далее,  в нескольких метрах - "владения" художников-декораторов-бутафоров. Тех, кому по силам воплотить любое желание театрального  режиссёра. Оригинальная мебель, шлем центуриона, горы фруктов - как в "Хануме" или в "Раковом корпусе",  или даже костюм бутылки ( к театральным праздникам бывает и такое) - пожалуйста. Всё- лишь вопрос времени. Над чем-то просто приходится трудиться дольше. И, кстати, всё - дело женских рук.  Татьяна Михайловна Серова рассказывает: в цехе трудятся 4 человека. Режим - жёсткий, творческий. 

Татьяна Серова,  главный специалист художественной мастерской владимирского академического областного  театра драмы: "Практически всегда много работы бывает. Бывает иногда какие-то небольшие паузы, но, в основном, в каком-то цейтноте работаем. Один за другим спектакли выпускаем, иногда даже параллельно мы ведём спектакли".

Театр практически  для всех  "представительниц" этого цеха - огромная часть жизни. Их будни, и праздники. Которые в итоге складываются в десятилетия. Посвящённые оформлению спектаклей. Тому, чтобы "играло" пространство сцены.  Они работают над декорациями, расставляют акценты,  вписывают  "детали"  в общее повествование. Реализуя идеи режиссёра и  сценографа.  Кстати, все художники-бутафоры-декораторы - выпускницы 15-ого профучилища. Каков всё-таки стаж работы? Цифры впечатляют. 

Татьяна Серова, художник-декоратор-бутафор владимирского академического областного театра драмы: "Аня - 25 лет. Антонина Михайловна - больше 35, а мне в этом году - 45 лет как я здесь работаю. Так что у меня тоже юбилей в этом году. Люблю коллектив свой, у меня работы другой нет, мне даже не с чем сравнить. Наверное, да, любовь".

Антонина Михайловна - это художник- декоратор-бутафор Антонина Мартынова. Признаётся: "профессию обожает". Во многом - за творческую свободу. 

Антонина Мартынова, художник-декоратор-бутафор  владимирского академического областного театра драмы: "Нравится, что здесь нем так, как на заводе. Что-то одно делаешь целыми днями.  А каждый день - что-то новое. Это и нравится. Мы не только выпускаем спектакли, мы ещё занимаемся и ремонтом спектаклей, на сцене часто работаем. Мелочи какие-то приходится подкрашивать". 

Мастера владеют различными техниками. Главное оружие - колоссальный опыт. В рамках проекта готовы поделиться некоторыми секретами. 

Антонина Мартынова, художник-декоратор-бутафор  владимирского академического областного театра драмы: ""Лисистрата". Также на другие спектакли мы делаем головные уборы. Из картона склеиваем, вот здесь чтобы ничего не болталось, что всё сидело хорошо... * По форме мы выкладываем папье-маше, все это отдельно закрепляем. А вот этот материал - это обычное мочало, вот красим."

А это уже пошивочная мастерская. Мир ярких идей, выкроек, сотен метров ткани, килограммов фурнитуры занимает небольшое помещение  на верхнем этаже. И во время театральных экскурсий - опять же в рамках  "Ночи в театре" -  здесь нет отбоя от посетителей. Руководит мастерской Ольга Евдокимова. 

Ольга Евдокимова, заведующая пошивочной мастерской  владимирского академического областного театра драмы: "Нас работает 6 человек. Все работают профессионалы, мастера. Я скажу так, мастера в большой буквы. Стаж работы - 25 лет. 20 лет. Такие уже тонкости знают, настолько понимают, чувствуют. Это очень специфическая работа". 

Мастера создают не просто наряд - с красивыми выточками, кринолином, защипами, они всегда "рисуют" целостный образ. Ольга Рудольфовна замечает: иногда костюм идёт "легко", порою - с капризами. А это значит, постоянный контакт с актёрами, множество примерок. 

Мария Платанюк, журналист: "Одна из самых ожидаемых премьер этого сезона - постановка "Мастер и Маргарита" по бессмертному роману Михаила Булгакова. Работа кипит, предстоит пошить десятки костюмов. И вот великолепные эскизы художника-постановщика Татьяны Видановой. Иешуа, Понтий Пилат,  и, наконец Воланд. А вот на этом манекене, костюм для одной из массовых сцен. Образ римской женщины".

Художник-модельер Наталья Гусева расказывает:  все актрисы, занятые в этих "римских сценах" наденут одинаковые длинные туники, внизу - красивая гофрированная ткань.  По словам Натальи Валерьевны,  многое зависит от эскиза. Здесь же - замысел предельно ясен.  Стаж работы Натальи Гусевой - почти 30 лет. И она, как никто другой знает, у каждой ткани - свой характер.  Сейчас к примеру, модельер кроит  тот самый плащ " с кровавым подбоем" для прокуратора Иудеи - Понтия Пилата.  

Наталья Гусева, художник-модельер пошивочной мастерской владимирского академического областного театра драмы: "Я закончила рязанское художественное училище, театральное отделение костюмирования, после художественной школы Владимира. Вот это сложная ткань. Она стрейчевая, потому сложная. А я люблю ткани натуральные. - А бархат вы любите? - Да. Это самая театральная ткань. Она очень хорошо со сцены смотрится, да и в жизни прекрасно выглядит."

Небольшая с виду вешалка. На деле - настоящий музей,  подчёркивает заведующая пошивочной мастерской Ольга Евдокимова. "Реликвии", которые, впрочем, по-прежнему - " в работе". По ним можно проследить вехи отечественного театрального искусства в 20-ом столетии. Здесь встречаются ткани, которых теперь просто не найти. 

Ольга Евдокимова, заведующая пошивочной мастерской  владимирского академического областного театра драмы: "Называется рытый бархат, вот это. Это, наверное, были какие-то конфискации при советской власти, когда церковные ткани попадали в театр, и вот из них шили... Потому что вот эти все элементы с битью, вот такого сейчас просто не купишь. И вот эти пуговицы. Всё это из церковной атрибутики".

Каждый из этих костюмов хочется рассматривать пристально. "Осязаемая история" сцены. 

Мария Платанюк, журналист: "В фонде  костюмов владимирского академического театра драмы есть абсолютные раритеты. К примеру, этот костюм был передан из московсковского драматического театра имен Станиславского.  Есть даже специальная печать. Это костюм 50-ых годов 20  столетия. Сохранился даже номер костюма... 2987-ой".

На жизни театра, его "материальных возможностях" сказался и период тотального  дефицита. Когда советскому человеку всегда приходилось что- то доставать,  придумывать, находить выход из положения. Так было и с театральными костюмами. 

Ольга Евдокимова, заведующая пошивочной мастерской  владимирского академического областного театра драмы: "Выходили в театре из этого положения вот таким образом, вот вафельная ткань, на неё наносится трафаретом просто рисунок. Красится разными красками и получается такой кафтан царский. Вот ещё приём такой был. Наносили орнамент фунтиком, то есть брали такой бронзовый или серебряный порошок, разводили его в БФ или в казеиновом клее, который на водяной бане делали вот таким мягким. Соединяли в порошком, заправляли в фунтки, и быстро-быстро наносили вот такой орнамент. Ощущение такой парчовой тесёмочки.  А вот ещё очень интересный костюм. Это тарная ткань. Основа. И вот сеточкой, плёночкой, которая называется патаж, наносился вот такой рисунок, складывалось  ощущение вот такого дорогого кафтана".

Модельеры улыбаются: возможности современной "текстильной промышленности", разумеется, дают бОльший простор фантазии. Калейдоскоп тканей, широчайший выбор фактур и оттенков, фурнитуры, возможность самостоятельно создавать принты... Но вновь и вновь  с восторгом, трепетом, уважением они  прикасаются к этому наследию.... Годы идут, многое меняется. Но неизменны основа  и движущая сила всей огромной "театральной машины".  Люди. Те, кто  искренне, и главное - ВЗАИМНО -  влюблён в театр. Владимирский академический.
 
Источник http://vladtv.ru/projects/vladimirskaya_drama_iz_veka_v_vek/92300/

Фотографы

На сайте представлены фотографии Владимира Федина, Петра Соколова, Вадима Пакулина, Александра Уткина, Светланы Игнатовой, Анастасии Денисовой и Анны Колесовой, Татьяны Колывановой, Оксаны Соловьёвой.

Купить билеты
Щёлкните, чтобы прослушать. Работает благодаря GSpeech