Ещё будучи советским школьником я читал роман Александра Фадеева «Молодая гвардия» о деятельности подпольной организации молодежи в период немецкой оккупации в Краснодоне во время Великой Отечественной Войны .
О героизме вчерашних школьников - Олега Кошевого , Ивана Земнухова , Сергея Левашова , Сергея Тюленина , Степана Сафонова , Любови Шевцовой , Ульяны Громовой , Вали Борц , Тони Иванихиной , которые были казнены немецкими военными . Казнены после зверских пыток и издевательств .
Перечитывал этот роман снова уже будучи студентом филологического факультета Владимирского Государственного Университета . Переживал происходящее в романе ещё раз . Испытывал чувство глубокого уважения к тем , кто был силён духом , кто не сподличал , не предал , не испугался . А может быть , и испугался , но не подал вида - остался суровым и непреклонным . Остался преданным своей идее . Своей вере . Своей стране .

Во времена моей юности и молодости имена героев этого романа были известны каждому юноше , независимо от того , насколько успешен он был в учебе , в частности , в изучении такого предмета , как литература . Были известны каждой девушке . 
Эта книга разбивала сердце и ранила душу , заставляя переживать все ужасы войны , о которых мы могли узнать только лишь из исторических книг , художественных фильмов , со слов ветеранов , которых год от года становится все меньше и меньше , да из романов , которые раскрывают эту непростую , но чрезвычайно важную и серьёзную тему .
Мы не должны забывать своё прошлое . Должны знать историю своей страны . Не должны повторять ошибок , совершенных задолго до нас . Должны учиться у своих предков . Учиться силе духа , порядочности , честности и чести , благородству и любви . Любви в самом широком понимании этого слова . Любви к своим близким . Любви к своей родной земле . Любви к Отечеству . Любви человека к человеку .
Должны учиться самоотречению и жертвенности . Готовности в любой момент постоять за Отчизну и отдать за Неё всё. Всё . Всё без исключений . Всё , что потребуется . Всё целиком и без возврата . А если придётся , то и собственную молодость . И собственную жизнь . 
Лично я считаю , что роман Александра Фадеева «Молодая гвардия» не только способствует формированию в человеке чувства патриотизма , но и представляет собой художественную ценность . Роман построен таким образом , что картины мира сменяются в нём картинами войны . Прошлое "путается" с настоящим , образуя единый временной поток - мечты сменяются воспоминаниями , но продолжают жить в сердцах молодых ребят и девчат . Кто - то мечтает стать артисткой , кто -то пианистом , кто - то ...Но этим мечтам не суждено сбыться .. Не суждено ...
«Молодая гвардия » - книга , которую я бы порекомендовал для прочтения сегодняшней молодёжи . Многие юноши и девушки , обучающиеся сейчас в школе , не имеют ни малейшего представления о том , что такое комсомольская организация . Не знают , что значил для комсомольца или комсомолки комсомольский билет . ..
История коварна : она может стереть некоторые факты . Сегодняшнему молодому поколению комсомольская организация может показаться явлением довольно - таки странным , а само её существование - чем - то чуть ли даже не абсурдным . Но для представителей моего поколения слово "комсомол" не было пустым звуком - многие хотели стать комсомольцами и становились ими . Мы были детьми своей эпохи , своего времени . 
Как были детьми своей эпохи комсомольцы , вынужденные очень рано повзрослеть . Повзрослеть , потому что на их юность выпали тяжелые годы . Годы , опалённые страшным и бесчеловечным словом - "война".
Именно они , вчерашние школьники , члены ВЛКСМ , станут героями романа Александра Фадеева . 
Именно о них решил поведать зрителям Владимир Кузнецов , инсценировавший фрагменты романа и поставивший по его мотивам спектакль , жанр которого был определён как героическая трагедия .Этот спектакль вызвал довольно - таки ощутимый резонанс во владимирской прессе . Накануне премьеры , которая состоялась 20 марта 2015 года , и после премьеры по владимирским телевизионным каналам и во владимирских газетах появилось множество репортажей и статей , где обсуждалась параллель между теми событиями , которые произошли в годы Великой Отечественной Войны и тем , что происходило на территории Украины .

Спектакль начинается внезапно и неожиданно . Начинается с того , как на юношу с георгиевской ленточкой на груди нападают националисты , которые срывают эту ленточку , громко бранясь и размахивая украинскими флагами , бросают её на землю и начинают топтать ногами , не переставая при этом бить юношу дубинками . Для юноши с георгиевской ленточкой на груди память о прошлом одной огромной страны , объединившей в себе великое множество народов и одержавшей победу над фашистскими захватчиками , - это то , что является истинной ценностью - это нужно помнить , это нужно знать . 
Он читает стихотворение , посвящённое прошлому . Стихотворение о войне . Он приехал в Краснодон , чтобы отдать дань уважения людям , погибшим за свободу многонациональной тогда ещё страны . Людям , пожертвовавшим своими собственными жизнями ради свободы и независимости Родины . Людям , о которых рассказывал Александр Фадеев в своём романе , ведь большинство главных героев романа - реально существовавшие люди . 

Война проверяет человека на прочность . В этот страшный для страны час проявляется сущность каждого человека . Проявляется то , что могло бы и не проявиться в мирное время . Так , Леночка Позднышева оказывается на деле приспособленкой , готовой продаться немцам за плитку шоколада ! "Как вкусно , попробуй , вкусно ! " - говорит она влюблённому в неё Олегу Кошевому , предлагая ему дольку - Олег в ужасе отшатнулся . "Вкусно !"- повторяет она , предлагая попробовать немецкий шоколад своим одноклассникам - те недоуменно и осуждающе смотрят на Лену , которая ещё недавно считалась "гордостью школы ". А Сергей Тюленев - нерадивый ученик , которому все - таки посчастливилось получить аттестат зрелости и закончить школу , первым отправляется на фронт отстаивать свободу своей страны , но вынужден возвратиться назад , подчинившись приказу боевого командира ...
Война проверяет человека на прочность . Война обнажает его сущность , его сердцевину , его нутро . Она показывает , кто есть кто .
Владимир Кузнецов доносит до зрителя мысль о том , что националистическая идея всегда страшна и бесчеловечна , вне зависимости от того , о какой национальности идёт речь . Эта мысль понятна и верна . Но по моим ощущением вся эта история вначале спектакля прикреплена к основному действию весьма и весьма условно , что , впрочем , ни в коей мере не умаляет достоинства спектакля . 

Хочу сказать несколько слов о сценографии . Язык , который выбирают для спектакля режиссёр и сценограф , мне понятен и близок . Настилы , сколоченные из досок , легко превращающиеся в кузов грузовика , на котором везут молодых членов ВЛКСМ , стулья , деревянные ящики и шины от машин , которые на глазах у зрителя превращаются в мотоцикл с люлькой ( так в те времена назвали дополнительное сидение ) , деревянные лавки , рояль , покосившийся фонарный столб , который в определённый момент вызывает ассоциации с крестом и Голгофой . Всё достаточно условно , но всё работает . Работает на идею . На создание атмосферы . Да , безусловно , я уже видел подобные приемы в других театрах нашей страны . Но это и не столь важно . Гораздо важнее то , что сценический язык , избранный режиссёром и сценографом , понятен зрителю и бередит самые недры его души , заставляя сопереживать героям истории , которая разворачивается на его глазах . Особенно щемит сердце , когда из опрокинутого рояля высыпается земля .. Дрожь пробегает по всему телу , когда список коммунистов , составленный Игнатом Фоминым , кладут на деревянную скамью и засыпают его землёй , орудуя лопатой . Так решена сцена казни - коммунистов закопали живьём . В спектакле есть множество "находок", о которых можно говорить , но лучше увидеть всё собственными глазами .

Лично я смотрел этот спектакль уже четвёртый раз . После первого просмотра спектакля ( в 2015 году ), на который я пришёл один , я понял , что его должны посмотреть мои ученики . В этом году у меня новые ученики , и я в очередной раз смотрел вместе с ними «Молодую гвардию» , как смотрел её вместе с моим предыдущим выпуском . Считаю , что этот спектакль один из лучших в репертуаре нашего драматического театра .
Не могу не сказать и об актерском ансамбле . Особо хочется отметить актёрские работы Анатолия Шалухина , Андрея Гурамишвили , Анны Кукушкиной , Анны Зайцевой , Натальи Демидовой , народной артистки РФ Галины Ивановой .

Этот спектакль я видел на двух разных площадках : на сцене театра кукол и на большой сцене драматического театра , - и не могу не сказать , что эти спектакли отличаются друг от друга . На сцене драмтеатра финальная сцена смотрится более достоверно и более реалистично . Вероятно потому ,что эта сцена несколько выше и расположена от зрителя чуть дальше , чем сцена в театре кукол . Эта реалистичность , которая также , возможно , достигается и за счёт сценического света , усиливает трагическое звучание финала . Зал стоя аплодирует , я стою , как и другие , и вытираю слёзы . 
Говорят , что парни не плачут , но есть ситуации , когда и взрослый мужчина не стыдится своих слёз . Это именно та ситуация . Эти слёзы - слёзы очищения . Сердце бешено колотится , ладони болят от оваций ! 
Чувство , которое можно выразить одним словом - катарсис !
"Браво!"-слышится в зале ! 
"Браво!"-кричу я вместе с другими !


 


Фотографы

На сайте представлены фотографии Владимира Федина, Петра Соколова, Вадима Пакулина, Александра Уткина, Светланы Игнатовой, Анастасии Денисовой и Анны Колесовой, Татьяны Колывановой, Оксаны Соловьёвой.

Купить билеты
Щёлкните, чтобы прослушать. Работает благодаря GSpeech