До Всероссийского театрального форума, Фестиваля фестивалей «У Золотых ворот» осталось

Независимая оценка

 "ВВ"

«Мастер и Маргарита» - один из самых труднопоставимых романов Булгакова. Там слишком много метафор, скрытых смыслов, эластичных персонажей, иронии и всего того, что сейчас мы бы назвали жанром «на грани рефлексивного фэнтези». Но для режиссеров все это - подарок, поскольку в сложностях первоисточника скрыты и его безусловные достоинства. Ведь действительно умеющий видеть зритель прочувствует там все скрытые в экспрессивных и драматичных сценах смыслы, глубину задумки автора и его талант докопаться до самой сути любой (абсолютно любой!) человеческой природы. Если, конечно, постановщик с артистами сумеют передать их искренне и точно. Должна признать, владимирскому режиссеру Владимиру Кузнецову и его актерам искренности и точности не занимать. От их спектакля меня буквально окутало то самое впечатление (только гораздо сильнее), какое я получила много лет назад, впервые прочитав «Мастера и Маргариту». Булгаковская история очень заковыриста – калейдоскоп характерных персонажей и частая экспрессивная странность их реплик сначала сбивают с ног и почти не дают ухватить нить сюжета. Но потом ты погружаешься в эту идеально собранную какофонию слов и событий и понимаешь, что все поведенческие линии здесь вертятся вокруг двух очень важных мыслей. Что высшие силы всегда вокруг нас, но все хорошее и плохое в этом мире мы делаем сами, а они только подталкивают к нам заслуженное – вознаграждение или возмездие... А еще – что мы все так или иначе почитаем Бога, но если бы встретили его в реале (неважно, в какие времена), то были бы так слепы, что не узнали бы его, не распознали и, скорее всего, обидели. И нас не извиняет то, что на образ Иисуса нет - и не может быть! - шаблона. Он суть невероятной личности, а кем визуально может быть – Иешуа или, например, Мастером (Анатолий Шалухин), большинству из нас никогда не угадать. А избранные, кто угадает, не смогут до большинства достучаться. Кстати, думаю, именно поэтому его история, увы, не могла быть иной. Не только потому, что он был предназначенно и добровольно распят за чужие грехи и благодаря чужому предательству. Во всем этом сюжете - мучительный урок, который всегда будет актуален. Потому что Иуды вечны. Как и те, кто идет у них на поводу (например, прокураторы – в спектакле Народный артист РФ Николай Горохов) и творит то, что сам изначально ощущает как нечто неправильное – при всем своем законном праве. А потом – при наличии ума и совести - погружается, как верно подмечено в книге и в спектакле, в свою личную тягучую преисподнюю.Зато Воландов мы все всегда приветствуем. Хотя, кроме мишуры, они вместе с их свитами глупым людям ничего предложить не могут. Вернее, не хотят. Вообще Воланд (Владимир Лаптев) – второй мой любимый герой из «Мастера и Маргариты». В нем нет свойственного злодеям садистского начала. Он, я бы сказала, даже справедлив в своей неоднозначности. Ведь чистота в делах и мыслях восхищает даже его, жестокого Князя Тьмы. Как он поступил с трогательной, жертвенной Маргаритой (Валерия Емельянова, Наталья Демидова) после бала? – загляденье. Ну, а падкие лишь на мишуру, выгоду и готовые бездумно желать «оторвать голову» ближнему заслуживают всех его метафорических щелчков по носу под усмешки хитрована Азазелло (Михаил Бабаев), разве не так? Ведь не будь люди такими, разве Иешуа понадобилось бы умирать?Такие вот личные впечатления. Кстати, сюрприз: Кузнецов приготовил пару «детальных» отклонений от первоисточника. Одно из них меня тронуло до слез, потому что персонаж, которого это касается - мой первый любимец в романе. (Внимание – спойлер: Маргарита попросила Воланда за Пилата!).Отдельных слов уважения заслуживает сценограф Дмитрий Дробышев. С кажущимся минимумом декораций (лестница, трон-колонна, темные зеркала, алый гроб и т.п.), он на полную катушку использовал возможности владимирской супертехнологичной сцены и свой талант обыгрывать игру света и тени. Потрясающая, невероятно насыщенная атмосфера спектакля – это точно его заслуга вместе с мастером по свету Тарасом Михалевским и ответственным за музыку Владимиром Бруссом.

 

 

 

Фотографы

На сайте представлены фотографии Владимира Федина, Петра Соколова, Вадима Пакулина, Александра Уткина, Светланы Игнатовой, Анастасии Денисовой и Анны Колесовой, Татьяны Колывановой, Оксаны Соловьёвой.

Купить билеты