Комсомольская правда. Кто хотел помешать владимирскому режиссеру поставить «Мастера и Маргариту»? - Владимирский академический театр драмы
 

До Всероссийского театрального форума, Фестиваля фестивалей «У Золотых ворот» осталось

Независимая оценка

 

 
 
.Фото: Екатерина Дронова
 

Подготовка к последней в уходящем 169-м театральном сезоне премьере «Мастер и Маргарита» оказалась непростой. Корреспондент «КП-Владимир» узнал мистические подробности закулисья владимирского театра драмы накануне премьеры «Мастер и Маргарита».

Температура, кошки и вороны

 

«Мастера и Маргариту» во владимирском театре драмы ставят впервые. И впервые премьера идет два дня. Режиссер Владимир Кузнецов, уже поставивший спектакли по двум произведениям любимого Булгакова – «Собачье сердце» и «Морфий» - назвал свое новое творение «мистической дилогией». 6 июня зрители увидели спектакль «Мастер». Если бы не финальный монолог Маргариты, обуреваемой желанием помочь любимому «в следующей серии», постановка была бы законченной. Логично, что 7 июня «вышло продолжение» под названием «Маргарита». К слову, на одного Мастера, которого играет Анатолий Шалухин, в театре нашлось сразу две Маргариты. Режиссер уверен, было бы несправедливо отдать эту роль – эталон женственности – только одной актрисе. В итоге Маргаритами стали Наталья Демидова и Валерия Емельянова. В дни премьеры на сцену выходила Лера. Признается, в школе «Мастера и Маргариту» не осилила. Показалось сложно и страшно. Теперь, когда прочитала роман, готовясь к роли, влюбилась и в героиню, и в Булгакова. В роль вживалась так страстно, что похудела на 11 килограммов. А иногда случалось совсем необъяснимое.

- Была ситуация, когда я сходила попросить благословения на роль и через два часа меня сразила температура 40, - рассказывает Валерия Емельянова. - Я на сутки выпала из репетиционного процесса, у меня физически не было сил прийти в театр. Но я не связываю это с материалом, над которым работала. Наверное, я просто заболела.

Мистика не покидала и режиссера Владимира Кузнецова. Написав дома сценарий, он пришел в театр, чтобы распечатать текст. В этот момент все театральные принтеры одновременно вышли из строя. Когда сценарий все-таки удалось распечатать, текст был настолько бледный, что прочитать его было невозможно.

- Сны снились такие, что «мама не горюй», - вспоминает режиссер спектакля Владимир Кузнецов. – На репетициях пропадал текст. Ко мне в окно залетали вороны, возле автомобиля поджидали черные коты.

А вот исполнитель роли черного кота Бегемота Виктор Мотызлевский в мистику не верит и во время работы над спектаклем ничего сверхъестественного не припомнит. Играть представителя нечистой силы не боится, тем более, как считает актер, свита Воланда – это «милый квартет», положительные герои, которые наказывают людей за алчность, безбожие, глупость. А входить в роль кота помогал… кот.

- У меня дома живет черный кот Тимошка, -рассказывает исполнитель роли кота Бегемота Виктор Мотызлевский. -Я его специально «раздраконивал», чтобы он носился, хулиганил, и наблюдал за ним, пытался копировать его пластику.

Главный герой спектакля - Роман

Владимир Лаптев не сомневался, что когда-нибудь сыграет Воланда. В его актерском багаже уже есть похожие роли. К своему герою артист относится хорошо и врагом рода человеческого его уж точно не считает.

-Воланд – старый, уставший, пришедший «с инспекцией», - говорит заслуженный актер Эстонии, исполнитель роли Воланда Владимир Лаптев. - Он не злой, спокойный, выдержанный. Это нечто в облике человека, который является «оттуда», чтобы уточнить, есть ли у человечества внутренний прогресс. Внешне люди меняются, а вот меняются ли они внутренне?

Как выяснилось, не меняются. Вот они кричат «Распни!» много веков назад. А вот устраивают травлю писателя в современной Москве. Тогда ради чего Иешуа Га-Ноцри, прототипом которого является Иисус Христос, принял мученическую смерть на кресте? Ответа нет. По словам режиссера, события в Москве и Ершалаиме – это система координат, без которой нет того измерения, в котором происходит действие романа. Само произведение многослойное, хватит не на один спектакль.

 

-Уже на последних репетициях я понял, что главный герой постановки – роман о Понтии Пилате, который пишет Мастер, - говорит режиссер Владимир Кузнецов. -Роман – это то, что остается после смерти творца. Мастер простой человек, он смертен. Не зря роман возвращается из пепла, когда князь Тьмы возрождает сожженное произведение. «Мастер и Маргарита» - прекрасная почва для фантазии и творчества. Если бы у меня была возможность поставить роман еще раз, это был бы совершенно другой спектакль.

Все сюжетные линии не удалось уместить даже в двух спектаклях. От некоторых, «не основных» по мнению режиссера, пришлось отказаться. Перегружать постановку смыслом нельзя. В зале аншлаг. Билеты раскуплены задолго до премьеры, опоздавшие с нетерпением ждут нового театрального сезона. А почитатель Булгакова Владимир Кузнецов уже думает о будущих постановках по мотивам произведений любимого автора: «Роковые яйца», «Белая гвардия», «Бег». Перо ждёт.

КСТАТИ

7 июня, сразу после окончания премьеры, в театре назвали лучших актера и актрису этого сезона по мнению зрителей. Ими стали Андрей Щербинин и Анна Лузгина. Лучшая постановка сезона - «Раковый корпус», режиссер Владимир Кузнецов.


Фотографы

На сайте представлены фотографии Владимира Федина, Петра Соколова, Вадима Пакулина, Александра Уткина, Светланы Игнатовой, Анастасии Денисовой и Анны Колесовой, Татьяны Колывановой, Оксаны Соловьёвой.

Купить билеты