"Комсомольская правда"
В постановке по знаменитой пьесе Григория Горина «Поминальная молитва» (в свою очередь написанной по рассказам Шолом-Алейхема) актеры владимирского театра драмы показали боль, драму и силу еврейского народа. В первом акте зал смеялся от того, как «бедный, но не нищий” молочник Тевье-Тевль пытаеся удачно выдать замуж трех из пяти своих дочерей. А во втором — плакал: жена молочника умерла в то время, когда их дочь рожала. Но перед этим мать усердно молилась за рождение внучки, которую и назвали в ее честь.
«Смех сквозь слезы»
- Этот спектакль — трагедия маленького народа, когда он в настоящих тисках, теряет своих близких, но все равно продолжает любить, ценить и жить, - говорит Валерия Емельянова, исполнительница роли старшей дочери Цейтл.
Но одновременно с этим в пьесе много юмора, который отметила Анна Лузгина, исполнительница роли средней дочери Годл:
- Когда читала произведение, я смеялась. История такая трогательная, животрепещущая, хочется плакать и смеяться, но это смех сквозь слезы.
В таком сочетании - «смех сквозь слезы» - сама суть всей истории еврейского народа. И этим сочетанием «Поминальная молитва» держит зрителей все четыре часа. Актеры драмтеатра сначала рассмешили публику, а затем - заставили плакать и сострадать главным героям в тяжелой ситуации.
«В деревне Анатовке с давних пор жили русские, украинцы и евреи. Жили вместе, работали вместе, только умирать ходили каждый на свое кладбище»
В центре сюжета — бедный молочник Тевье, его жена Голда, три старших дочери и две — младших. Чтобы выйти из этой бедности, молочник хочет выдать троих повзрослевших дочерей замуж за богатых людей. Но девушкам вовсе они не нужны: старшая - Цейтл, отказавшись от «выгодной» партии с богатым мясником, выходит за бедного портного по имени Мотл, а какую веселую свадьбу они играют! Позже у них появляется девочка Голда; средняя дочь - Годл — выбирает киевского студента-революционера Перчика; а младшая - Хава - русского писаря Федора и принимает православную веру.
Кульминацией спектакля стал царский указ, по которому все евреи должны покинуть губернию. Семья Тевье вместе с другими евреями собирают свои пожитки, чтобы начать жизнь на новом месте. И когда в конце пьесы один из персонажей спрашивает у еврейского священника - ребе — стоит ли вообще бедному человеку родиться на свет? А тот отвечает: «Нет, но не всем так везет». Григорий Горин, вложивший в уста священника эти слова, знает, каково жить простому человеку.
В заключение актерам вновь удается «нарисовать» на наших лицах улыбки, они и сами начинают смеяться. «А что нам еще остается в этой жизни?»
- Я получила огромное удовольствие, но есть маленькая деталь: я видела этот стектакль в театре им. Евгения Вахтангова, где молочника играл Михаил Ульянов. Так вот он играл еврея. Немного не хватило мне еврейского акцента, еврейского аромата. А в целом прекрасно, что выбрали этот мудрый спектакль. И последняя сцена 1 акта поставлена очень сильно! - рассказала почетный президент Владимиро-Суздальского музея-заповедника Алиса Аксенова.
Премьера прошла с успехом: зал встал, хлопая артистам, кричал: «Браво!» и одаривал цветами.
- Мы хотели, чтобы это была человеческая история, чтобы каждый мог ассоциировать это с собой, с бедами любого народа, - сказал режиссер спектакля Петр Орлов и признался, что с нашими владимирскими актерами образовалось содружество и понимание. - Актеры слышат режиссера, работают с огромной отдачей. Это приятно. Но было не просто с точки зрения организации большого действа.
В следующий раз режиссер Петр Орлов планирует поставить во Владимире спектакль по роману «Идиот» Федора Достоевского.
.Фото: ВАЛЕРИЯ РУДОМЕТОВА
https://www.vladimir.kp.ru/daily/26896/3941080/