«Для меня театр это не работа, а образ жизни!» - говорит режиссер Дмитрий Астрахан на пресс-конференции буквально за час до премьеры. 1 марта Он, заслуженный деятель искусств РФ, и коллектив Владимирского академического театра драмы презентуют спектакль по пьесе А. Н. Островского «Доходное место».
В центре сюжета Василий Николаевич Жадов – молодой чиновник идеалист, который не желает выслуживаться, льстить, угождать и воровать, но по иронии судьбы окруженный одними взяточниками.
Думаю, нет смысла задаваться вопросом, почему же выбор пал именно на эту пьесу. Ответ прост – актуальность. Чтобы не говорили противники русской классики, мало кто будет спорить с тем, что темы, которые она поднимает, злободневны, и тут «Доходное место» исключением не становится. В этой пьесе затрагивается чрезвычайно острая и даже в каком-то плане опасная тема – коррупция. Это именно то, о чем обычно не принято говорить вслух, но при этом все всё равно понимают масштаб этого феномена. Но Дмитрий Астрахан не чурается этой темы, а наоборот в своем спектакле смачно обыгрывает это явление со всех сторон. Он столь же смел, как и Островский в свое время.
Образ главного героя пьесы, Василия Николаевича Жадова, неоднозначен. С первого взгляда может показаться, что с ним все предельно просто: он является честным человеком, который не хочет омрачать свою жизнь воровством и лицемерием; он представитель добра и разума и, конечно же, поступает правильно. Но это не совсем так. Он следует своим принципам слепо и неразумно, гонится за мечтой, совершенно забывая о собственном благополучии и комфорте, о чувствах жены. Последнюю он заставляет играть по своим правилам, а когда та сопротивляется, то сразу же причисляет ее к числу мелочного аристократизма. Нет, Жадов не плохой человек, просто запутавшийся. Он пример того, как амбициозные стремления могут затмить разум, не давая осмотреться по сторонам и объективно оценить ситуацию.
Режиссером была проделана огромная работа над исходным текстом. Пьеса сокращена и грамотно осовременена. Но не стоит, слыша это слово, бросаться в крайности и представлять себе, как главные герои расхаживают с модными стрижками и гаджетами. Нет, спектакль все еще про XIX век. Этот огромный временной разрыв зрителю помогает преодолеть юмор. Здесь он сочный, острый и всегда к месту. На протяжении всего спектакля, который, к слову, длился больше двух часов, не прозвучало ни одной неуместной или плохой шутки. То Белогубов продемонстрирует новую жилетку, то самокритичная Полина выскажется о своем интеллекте, то дворецкому опять доверят собачку Анны Павловны - зал каждый раз наполнялся смехом и аплодисментами.
Кстати говоря, о собачке. Все верно, на сцене играла самая настоящая собака, точнее рыжий померанский шпиц, не уступающий своим обаянием ни одному из актеров или актрис. Животное совсем не боялось и органично смотрелось на сцене. Можно сказать, что это запрещенный примем, но тем не менее он сработал, и это очаровательное животное сумело украсть сердце каждого в зрительном зале.
Достоинство этого спектакля не только в хорошей драматургии, но и в игре актеров.
Наблюдая за ними, каждый раз невольно забываешь, что находишься в театре. Кажется, будто мы, нарушая чужие границы, подсматриваем в щелку за чьей-то личной жизнью. Каждый из них яркий, каждый запоминающийся, и неважно ведущая у него роль или второстепенная. Их выразительность не сковывают исторические костюмы.
Спектакль смотрится на одном дыхании, но, не смотря на это, он успевает дать зрителям пищу для размышлений. А существует ли общественное мнение? Не пойман – не вор? Страдают ли от богатства? Можно ли любить человека «даром»? Человек создан для общества? Точно можно сказать лишь то, что история этих героев найдет отклик в любом из человеческих сердец.
Надежда Живаева