Четвертый день Первого Фестиваля Международного театрального фестивального Союза “Театр. Территория единения” открылся научно-практической конференцией “Международные театральные фестивали - площадка осмысления”. В конференции принимали участие специалисты, совмещающие деятельность теоретиков и практиков театральных фестивалей в одном лице.
Модератор конференции Нина Мазур (ФРГ) - театровед, театральный критик, драматург, создатель и программный директор многих интернациональных фестивалей, - выступила с докладом по теме: “Международные театральные фестивали: тенденции и проблемы”. Как театровед Нина Мазур начала свой доклад с экскурса в историю европейской театральной фестивальной традиции для непосвященных. Важной в этой части доклада была мысль, высказанная Томасом Манном на фестивале в Гейдельберге в начале ХХ века: “Театр ныне, как и в былые времена, являет нам свою празднично-общественно-воспитательную сущность”.
Говорила Нина Мазур и о современных мировых фестивальных стандартах и правилах. Так, по регламенту, международный фестиваль считается международным, если 25% коллективов и членов жюри иностранцы. Для проведения международного фестиваля принято считать необходимым: поддержку правительства, городского руководства и меценатов, координацию по датам с другими фестивалями его масштаба, определенные временные рамки, заблаговременное планирование и наличие художественной концепции. В заключение своего доклада Нина Мазур задала слушателям животрепещущий вопрос: как избежать снижения качества фестиваля из-за моральных обязательств перед дружественными театрами соседних городов?
Анжелина Рошка (Республика Молдова) - доктор искусствоведения, профессор, - говорила об “Осмыслении процессов художественного обновления на мировых театральных площадках”. Чтобы сделать свой доклад более доступным, Анжелина Рошка привела конкретный пример - спектакль “Маскарад” Валерия Фокина - и рассказала о нем с точки зрения его значимости для театральной общественности. “Провокация для меня - попытка разбередить зрителя,” - цитата Валерия Фокина. Задача Фокина, по мнению докладчика, современными средствами показать зрителю, что “сейчас наступает нечто вроде апокалипсиса”. Это тревога, которая касается всего мира. “Урод у власти уродует весь социум”, “сейчас мы на грани какой-то тотальной войны, и в политике, и в искусстве,” - как считает Анжелина Рошка, все эти темы отражены в спектакле Фокина. Спектакль исторический, но есть в нем и “современные навороты”, так как молодежь, воспитанная на попсовой культуре, живет в другом измерении и Гамлета Смоктуновского не поймет. В финале своего выступления Анжелина Рошка зачитала отрывок из речи Льва Додина на вручении Европейской театральной премии и резюмировала: конфронтации быть не должно, современный и классический театр должны сосуществовать в гармонии.
Лидия Богова (Россия) - историк и театральный критик, кандидат филологических наук, - выступила с докладом на тему “Фестиваль. Вчера. Сегодня. Завтра”. Лидия Богова рассказала о том, что международные фестивали в России стали появляться как реакция на смену разрушенной гастрольной политики, которая была в Советском Союзе, почти все в - 1990е — 2000-е годы. На данный момент в России 695 театров и 160 международных фестивалей, которые попали в объект последнего анализа состояния по критериям от министерской программы. Исследование выяснило основную проблему таких фестивалей: она состоит в том, что участники этих фестивалей отбираются по знакомству и по дружбе, и потому такие фестивали лишены ощущения праздника. Лидия Богова завершила свое выступление призывом к руководителям фестивалей о том, что программа фестиваля - это авторство, не компиляция, и потому каждый фестиваль должен обладать своей творческой программой. И главное - надо избегать оптимизации в театрах.
Марина Меркулова (Россия) - главный редактор многих медиапроектов, кандидат филологических наук, - рассказала о “Формировании медийного пространства театрального фестиваля: от идеи до реализации”. Нужен азарт, сюжет, сторитейлинг, чтобы люди, потенциальные зрители, поверили в то, что фестиваль будет хорошим, и захотели прийти. Нужно грамотно продумать название фестиваля, его айдентику, логотип, афишу, сувенирную продукцию, создать цифровую среду. Марина Меркулова поделилась своими идеями инноваций, продвижений владимирских фестивалей: лекции перед спектаклями, тач-экраны с информацией, живые фотографии артистов и режиссеров. Важной темой она считает театральную фотографию. Для развития этого жанра Марина Меркулова предлагает создать специальные места для селфи. А 20 апреля объявлено Днем театрального селфи, в котором может принять участие каждый зритель. Завершила свое выступление Марина Меркулова выводом, что без медийного продвижения фестиваль популярным не станет.
Айгуль Умуралиева (Кыргызская Республика) - заслуженный деятель культуры Кыргызской Республики, художественный руководитель Бишкекского городского драматического театра им. А. Умуралиева, - выступила с докладом по теме “Фестивальное движение - реалии и перспективы”. Айгуль Умуралиева рассказала о том, что фестивальное движение в Средней Азии - началось в конце 80х - начале 90х годов, отправной точкой можно считать 1988 год и фестиваль “Навруз” в Алма-Ате. Это фестивали-знакомства друг с другом, театральная картина региона. В регионе нет стабильных театральных международных фестивалей, кроме Кыргызской Республики: с подачи Нины Мазур в их театре появился фестиваль малых форм, в этом году они проведут уже шестой.
Айгуль Умуралиева завершила свое выступление резюмирующими всю конференцию словами о том, что задача и цель Международного театрального фестивального Союза - появление новых фестивалей.
Елизавета Исаева