Лучший региональный театр России Звезда театрала 2023 Лауреат премии «Звезда театрала»

Четвертый день Первого Фестиваля Международного театрального фестивального Союза “Театр. Территория единения” открылся научно-практической конференцией “Международные театральные фестивали - площадка осмысления”. В конференции принимали участие специалисты, совмещающие деятельность теоретиков и практиков театральных фестивалей в одном лице.

Модератор конференции Нина Мазур (ФРГ) - театровед, театральный критик, драматург, создатель и программный директор многих интернациональных фестивалей, - выступила с докладом по теме: “Международные театральные фестивали: тенденции и проблемы”. Как театровед Нина Мазур начала свой доклад с экскурса в историю европейской театральной фестивальной традиции для непосвященных. Важной в этой части доклада была мысль, высказанная Томасом Манном на фестивале в Гейдельберге в начале ХХ века: “Театр ныне, как и в былые времена, являет нам свою празднично-общественно-воспитательную сущность”.

Говорила Нина Мазур и о современных мировых фестивальных стандартах и правилах. Так, по регламенту, международный фестиваль считается международным, если 25% коллективов и членов жюри иностранцы. Для проведения международного фестиваля принято считать необходимым: поддержку правительства, городского руководства и меценатов, координацию по датам с другими фестивалями его масштаба, определенные временные рамки, заблаговременное планирование и наличие художественной концепции. В заключение своего доклада Нина Мазур задала слушателям животрепещущий вопрос: как избежать снижения качества фестиваля из-за моральных обязательств перед дружественными театрами соседних городов?

Анжелина Рошка (Республика Молдова) - доктор искусствоведения, профессор, - говорила об “Осмыслении процессов художественного обновления на мировых театральных площадках”. Чтобы сделать свой доклад более доступным, Анжелина Рошка привела конкретный пример - спектакль “Маскарад” Валерия Фокина - и рассказала о нем с точки зрения его значимости для театральной общественности. “Провокация для меня - попытка разбередить зрителя,” - цитата Валерия Фокина. Задача Фокина, по мнению докладчика, современными средствами показать зрителю, что “сейчас наступает нечто вроде апокалипсиса”. Это тревога, которая касается всего мира. “Урод у власти уродует весь социум”, “сейчас мы на грани какой-то тотальной войны, и в политике, и в искусстве,” - как считает Анжелина Рошка, все эти темы отражены в спектакле Фокина. Спектакль исторический, но есть в нем и “современные навороты”, так как молодежь, воспитанная на попсовой культуре, живет в другом измерении и Гамлета Смоктуновского не поймет. В финале своего выступления Анжелина Рошка зачитала отрывок из речи Льва Додина на вручении Европейской театральной премии и резюмировала: конфронтации быть не должно, современный и классический театр должны сосуществовать в гармонии.

Лидия Богова (Россия) - историк и театральный критик, кандидат филологических наук, - выступила с докладом на тему “Фестиваль. Вчера. Сегодня. Завтра”. Лидия Богова рассказала о том, что международные фестивали в России стали появляться как реакция на смену разрушенной гастрольной политики, которая была в Советском Союзе, почти все в - 1990е — 2000-е годы. На данный момент в России 695 театров и 160 международных фестивалей, которые попали в объект последнего анализа состояния по критериям от министерской программы. Исследование выяснило основную проблему таких фестивалей: она состоит в том, что участники этих фестивалей отбираются по знакомству и по дружбе, и потому такие фестивали лишены ощущения праздника. Лидия Богова завершила свое выступление призывом к руководителям фестивалей о том, что программа фестиваля - это авторство, не компиляция, и потому каждый фестиваль должен обладать своей творческой программой. И главное - надо избегать оптимизации в театрах.

IMG_6844

Марина Меркулова (Россия) - главный редактор многих медиапроектов, кандидат филологических наук, - рассказала о “Формировании медийного пространства театрального фестиваля: от идеи до реализации”. Нужен азарт, сюжет, сторитейлинг, чтобы люди, потенциальные зрители, поверили в то, что фестиваль будет хорошим, и захотели прийти. Нужно грамотно продумать название фестиваля, его айдентику, логотип, афишу, сувенирную продукцию, создать цифровую среду. Марина Меркулова поделилась своими идеями инноваций, продвижений владимирских фестивалей: лекции перед спектаклями, тач-экраны с информацией, живые фотографии артистов и режиссеров. Важной темой она считает театральную фотографию. Для развития этого жанра Марина Меркулова предлагает создать специальные места для селфи. А 20 апреля объявлено Днем театрального селфи, в котором может принять участие каждый зритель. Завершила свое выступление Марина Меркулова выводом, что без медийного продвижения фестиваль популярным не станет.

Айгуль Умуралиева (Кыргызская Республика) - заслуженный деятель культуры Кыргызской Республики, художественный руководитель Бишкекского городского драматического театра им. А. Умуралиева, - выступила с докладом по теме “Фестивальное движение - реалии и перспективы”. Айгуль Умуралиева рассказала о том, что фестивальное движение в Средней Азии - началось в конце 80х - начале 90х годов, отправной точкой можно считать 1988 год и фестиваль “Навруз” в Алма-Ате. Это фестивали-знакомства друг с другом, театральная картина региона. В регионе нет стабильных театральных международных фестивалей, кроме Кыргызской Республики: с подачи Нины Мазур в их театре появился фестиваль малых форм, в этом году они проведут уже шестой.

Айгуль Умуралиева завершила свое выступление резюмирующими всю конференцию словами о том, что задача и цель Международного театрального фестивального Союза - появление новых фестивалей.

 

 Елизавета Исаева

 

 

 

Фотографы

На сайте представлены фотографии Владимира Федина, Петра Соколова, Вадима Пакулина, Александра Уткина, Светланы Игнатовой, Анастасии Денисовой, Анны Колесовой, Татьяны Шалухиной, Оксаны Соловьёвой, Елены Птагиной, Екатерины Строговой и Константина Федяева.

Купить билеты ➤