Такого еще не было! Во Владимире состоялся первый международный “фестиваль фестивалей” - “Театр. Территория единения”. К нам в город прибыли не просто хорошие актеры из Армении, Киргизии, Казахстана, Молдавии, Белоруссии и Германии. На сцене областного драмтеатра давали сильнейшие спектакли различных фестивалей. Каждая из постановок - лакмусовая бумажка, которая позволяет насладиться невероятной “химией” взаимодействия артистов и зала, а также по-новому взглянуть на отношения между собой и театром. Мы посмотрели 3 спектакля, чтобы поделиться с вами впечатлениями и отметить удачные находки.

“Наедине с Пушкиным”

О чем речь? О моноспектакле народного артиста Кыргызстана Сергея Матвеева. Это постановка Государственного Академического Русского театра драмы им. Максима Горького (Казахстан). Режиссер - Бекбулат Парманов, заслуженный артист республики Казахстан.

pushkin_3

pushkin_2 pushkin_5

В чем особенности? “Театр одного актера” многогранен и загадочен. “Википедия”, например, пишет, что до сих пор не ясно, кто же является родоначальником жанра. Известно лишь, что уже в 18 веке давали прообразы современных постановок, это были мелодекламации. А позже - “творческие вечера”. Понятно, что на сцене лишь одно действующее лицо. И либо речь идет о пронзительной монодраме - лирический герой буквально выворачивает душу наизнанку перед зрителем, как это было у Чехова в произведении “О вреде табака, либо возможна адаптация классической пьесы для одного исполнителя. И раз уж мы разбираемся на примере произведений Антона Павловича, то напомним о “Чайке”, где есть постановки и для целой труппы, и для одной актрисы. Есть и третий вариант - концертная адаптация нескольких произведений. Именно ее и предстояло увидеть тем, кто пришел провести время “Наедине с Пушкиным”.

pushkin_7   pushkin_4

Что покорило? Сам жанр кажется невероятно трудным. Взаимодействие с целым залом ложится на плечи одного-единственного актера. У него нет напарников, которые своей игрой “вытянут” провисающие моменты. Так что из декламирования пушкинских строк может получиться и занудный урок литературы, и настоящая фантасмагория - середины не дано. Сергей Матвеев смог как раз-таки сотворить чудеса. Сначала мы побыли наедине с Пушкиным, кажется, слышали как сам поэт читает “Пророка” и “Осень”. Пара секунд темноты, и перед нами уже вереница героев произведений: скупой рыцарь считает монеты, Герман узнает тайну трех карт… И вот оно, настоящее мастерство: с помощью всего-то одной шали и работы светотехников за доли секунд перевоплощаться. Диалог (!) Фауста и Мефистофиля чего стоит… Сергей, поворачивая голову, становился то демоном-искусителем, то попавшим в его сети ученым. Но самое трогательное - невероятно бережное и любовное отношение к тексту первоисточника. Это был именно тот Пушкин, которого мы любим и ценим. Не секрет, что сейчас часто пытаются “осовременивать” классиков, и не всегда удачно. Здесь, к счастью, этого не случилось.

pushkin_8  pushkin_9

Почему стоило посмотреть? Чтобы полюбить моноспектакли еще больше. Либо просто-напросто познакомиться с этим жанром, если вдруг еще не доводилось. Ну и насладиться Пушкиным, конечно.

“Автобус”

О чем речь? О спектакле Юрия Хармелина, заслуженного деятеля искусств Республики Молдова. В постановке сыграли актеры государственного Молодежного драматического театра “С улицы роз”.

avtobus_3  bus02

В чем особенности? Мы привыкли, что есть антракты и смена декораций по ходу действия пьесы. А что если на сцене воспроизведен салон старенького автобуса и меняться этот антураж не будет на протяжении всего спектакля? Да и остановок-антрактов на этом театральном маршруте не предусмотрено. Но действие настолько живое и легкое, что утомления от долгого пути от завязки до кульминации и финала не наблюдалось. Кстати, похоже, смена декораций вообще применяется все реже. Может, возвращается тренд дошекспировских времен, когда было не принято менять место действия или “оставлять за кадром” временные отрезки, говоря что-то вроде “прошло 10 лет”? Но это уже субъективные домыслы. Вернемся лучше в “Автобус”.

avtobus_2 avtobus_7

Что покорило? Мы уже отметили легкость восприятия. Но это не означает смысловой пустоты. Действие насыщенное и глубокое. Люди идут в театр как раз, чтобы сопереживать и даже проживать моменты чужих жизней, испытать катарсис. Это и есть та самая “химия”, про которую мы так пафосно начали. Так вот, благодаря замечательным актерам на сцене не играли, а жили “обычные” пассажиры. Вот буквоед требует у деревенского мужичка багажный билет для мешка. Вот влюбленная парочка не видит никого вокруг. Вот музыкант-виртуоз, непонятно как спустившийся со своего заоблачного царства гениев… Вот банальная ситуация: автобус свернул с привычного маршрута. И происходит то, что называется раскрытием образов, “архетипы” из мира общественного транспорта становятся живыми людьми. От искры комичной истории про водителя, который поехал за хлебом, разгораются шекспировские страсти. Не зря и звучит самая известная фраза из “Гамлета”: “Быть или не быть”.

avtobus_8  avtobus_6

Почему стоило посмотреть? Чтобы вспомнить: сложные декорации не нужны, когда есть талантливые актеры. Мы любим театр не за элементы шоу или чрезмерно сложные для восприятия формы, а за возможность сопереживать. Все гениальное просто. Раз сопереживание случилось, вечер уже прошел не зря. А еще надо сказать “спасибо” постановке за замечательный юмор. С улыбкой поговорить о проблемах Вселенной - это дорогого стоит.

“Продукт”

О чем речь? О постановке Марка Рэвенхилла, участвовавшей в международном фестивале камерных спектаклей MOST (Германия). Исполнитель главной роли - Алексей Борис.

produkt_6  produkt_5

В чем особенности? Сложно представить, но эту постановку можно назвать гибридом. На сцене двое актеров, но мы видели практически моноспектакль. Алексей мог бы играть и один, в обществе манекена или робота. Его коллега за все время не произносит ни слова, просто “живая декорация”. С таким автору обзора пока не доводилось сталкиваться. Причем речь не о том, что актриса бесталанна. Видно, что дело в замысле постановщика.

produkt_1  produkt_7

Что покорило? Представьте мальчишку лет 7, который восторженно пересказывает друзьям во дворе сюжет боевика или комикса про супергероев. Весь этот гейзер эмоций, гротеск, сбивчивую от уймы впечатлений речь - примерно так же герой Алексея “рекламирует” актрисе сценарий нового блокбастера. Стать на час по-детски непосредственным и при этом так лукаво посмеяться над всей голливудской фабрикой по штамповке однотипных лент - это круто. Станиславский бы поверил.

produkt_2  produkt_3

Почему стоило посмотреть? Ради развития образного мышления. Поймать волну главного героя и вслед за ним строить целый фильм у себя в голове, сцена за сценой - это увлекательный опыт. Пожалуй, стоит почаще спрашивать мнение детей об их любимых фильмах. А еще есть повод подискутировать: что же вложено в название спектакля? Что есть “Продукт”? Эта кинолента, которую пересказывает режиссер? Или сам рассказчик и есть продукт массовой культуры, который мыслит исключительно шаблонами и ничего нового создать не в силах? А раз есть спорные моменты и сильные эмоции - постановка, однозначно, хороша.

Первый фестиваль “Театр. Территория единения” завершен. Но первый - не значит последний. Мы надеемся, что уже в следующем году снова увидим блистательные постановки и сможем обсудить их с вами.


Ольга Редина

https://kluch.media/materials/festivalnyy-razbor-chem-vladimirtsev-pokoryali-zarubezhnye-postanovki/

 

 

 


Фотографы

На сайте представлены фотографии Владимира Федина, Петра Соколова, Вадима Пакулина, Александра Уткина, Светланы Игнатовой, Анастасии Денисовой и Анны Колесовой, Татьяны Колывановой, Оксаны Соловьёвой.

Купить билеты
Щёлкните, чтобы прослушать. Работает благодаря GSpeech