Недавняя майская премьера владимирской драмы «Тайна старого дома» стала сюрпризом даже для заядлых театралов. Московский режиссер Юлия Беляева поставила спектакль по мотивам новелл из книги «Прошлогодний Дед Мороз» Ольги Гуниной. У большинства зрителей возникло ощущение, что им открыли тайны души автора, режиссера, актрисы. И это не дом, наполненный тенями и мистическими звуками, спрятан за темной вуалью, а жизни реальных людей.

Впрочем, и выход прозаического сборника Ольги в 2018-м году стал неожиданностью для тех, кто знал ее как координатора и волонтера фестивальных и гастрольных программ Владимирского академического театра драмы, автора и ведущую телевизионных вечеров в «Театральной гостиной», психолога, тренера по деловому общению. А еще как жену директора театра драмы Бориса Гунина, внимательную маму и добрую бабушку замечательных внуков: Левы и Феди.

Gunina0355

Сразу после премьеры Ольга улетела на Международный театральный фестиваль «Поговорим о любви!..» в Новошахтинск. В рамки программных мероприятий входила и презентация «Прошлогоднего Деда Мороза», в которой автору помогали актрисы театра, приехавшие в край донского казачества со спектаклем. Этих людей не так просто растрогать. Но Гуниной удалось.

«От 11 до 16 фестивалей в год – это в среднем моя норма, - рассказывает Ольга. – На театральные форумы я езжу как волонтер, за свои деньги. Но работаю как профессиональный организатор, с полной отдачей».

novoshah_02

novoshah_08

В ТЕМУ: Если посмотреть на гастрольно-фестивальный график владимирской труппы, станет понятно, что эффективность работы добровольной помощницы театра превосходит результаты многих штатных координаторов. Казалось бы, чему удивляться - с театром Ольга связана более 40 лет. С тех пор, как первокурсницей харьковского политеха познакомилась с молодым руководителем студенческого театра Борисом Гуниным. А 24 июня творческая семья отметит свой сороковой юбилей. Рубиновую свадьбу. Интересно, какая погода будет в этот день? Возможно, как и четыре десятилетия назад: то яркое солнце, то летний дождь. И они опять сбегут от гостей и будут колесить по омытым улицам. Теперь уже Владимира, где живут 15 лет. До этого был якутский город Мирный, алмазный центр России и очень холодное место, Якутск, потом легендарный Магадан, место сплетения невероятных судеб.

Gunina09

«Моя жизнь очень четко разделилась на две части. Это как будто разные жизни. В одной я – жена, мама, позже бабушка. И эта жизнь была сосредоточена на творческой реализации мужа, успехах детей. Галина – юрист, Антон – экономист, кандидат наук. По образованию я инженер. В Якутии работала на строительстве Вилюйской ГЭС. Мы как-то легко переносили стужу и бытовые трудности. В Мирном Борис руководил ДК «ЯкутАлмаза», это была очень интересная разноплановая работа. Потом был оперный театра Якутска, а затем его пригласили в Магадан возглавить драматический и музыкальный театры. В городе под одной крышей уживались два разных творческих коллектива. И так получалось, что всегда нашим миром был театр и все, что с ним связано. Географическое место не очень сильно влияло на нашу жизнь. Хотя иногда за стенами театра было 60 градусов мороза. В такой день родился наш сын».

В Магадане Ольга стала заместителем директора по работе со студентами политехнического колледжа и училища искусств. В те времена столичные вузы практиковали создание целевых курсов в отдаленных от центра городах страны. Так судьба инженера Гуниной переплелась с учениками РАТИ ГИТИС. Здесь она тесно соприкоснулась с особенностями актерской психологии, взглянула на профессию изнутри и отчасти на свою жизнь. Как настоящий перфекционист, Ольга не хотела чувствовать себя дилетантом.

В 2002 году она получила диплом психолога в Северном международном университете. Дипломная комиссия, заслушав ее исследования по теме «Психологическая деформация личности актера», предложила Гуниной поступить в аспирантуру МГУ. Ольга решила воспользоваться шансом и даже сдала экзамены. И тут Бориса Гунина пригласили во Владимирский драматический театр.

Gunina01

Крайний Север – особые места. Как бы ни стремились некоренные жители уехать туда, где потеплее или вернуться на родину, Север не отпускает окончательно. Гунины прожили в тех местах 23 года. Дети уже жили на «Большой земле», и переезд был логичным. Но Ольга и сейчас невольно сравнивает отношения между людьми в тех экстремальных условиях и в нашем мягком климате. Вспоминает удивительные знакомства, которые подарили им Якутия и Магадан.

«К нам в театры приезжали настоящие звезды, большие артисты, выдающиеся музыканты. На меня очень сильное впечатление произвел Сергей Шакуров. Глубиной не только таланта, что бесспорно, но и силой человеческих чувств. Тем, как он воспринимает других людей. В нем нет эгоизма, свойственного актерам. Понимаете, такой психологически здоровый, нормальный, сильный человек. Еще своим мужеством поразила Людмила Касаткина. Мы с ней и ее мужем - режиссером Сергеем Колосовым мило общались. По телевизору иногда показывают фильм «Укротительница тигров», где она играет главную роль.

Картину «Помни имя свое» редко увидишь, это история узницы Освенцима, разлученной с сыном, которого находит через 20 лет. Готовясь к съемкам, Касаткина провела ночь в бывшем концлагере. Она считала, что ей это нужно, чтобы не просто внешне изобразить героиню, но понять, что на самом деле происходило с людьми в этом ужасе. И как Людмила призналась, ей открылось, насколько же хрупка психика наша, людей, живущих в комфорте – и в материальном, и в душевном. Такие испытания, какие переносили люди в этих условиях, мы вряд ли вынесли бы. Одна ночь в бараке потрясла актрису настолько сильно, что потребовалась помощь врачей для восстановления. Я очень жалею, что в то время не вела записей. Много интересных деталей уже не вспомнить. И все-таки думаю написать книгу о людях, в судьбы которых вмешался Магадан. Хотя и слышу от молодых, что им не хочется знать подробности тех лет. Слишком это тяжело и страшно».

Gunina0370

Во Владимире у Ольги Гуниной неожиданно возникла возможность стать ведущей телепередач.

«Я предложила руководству телеканала сделать прямые эфиры с психологом. Беседы для самой разной аудитории. Со мной, конечно, - улыбаясь, вспоминает Ольга. – Все решилось за считанные минуты. В студии Сергей Кораблев посмотрел, как я отвечаю на вопросы редактора программы, и сказал: «В эфир». Тогда же я стала писать в областные СМИ статьи по психологии. Это меня увлекло, хотелось делать их не стандартными, запоминающимися. Я стала описывать жизненные ситуации реальных людей. Даже когда газеты перестали публиковать такие материалы, я не могла остановиться. У меня появился авторский стиль, свой подход. Получались новеллы, где яркая житейская ситуация помогает разобрать сложную психологическую проблему».

Эти истории Ольга объединила в книгу «Перепутья души» из авторской серии «Жизнь и наблюдения психолога», которая увидела свет в 2016-м году. На презентации дебютного издания Гуниной во время театрального фестиваля «У Золотых ворот» известные владимирские писатели поддержали ее добрыми отзывами, пригласили на заседание Союза писателей. Маститые прозаики отмечали наличие собственного стиля. Истории, которые для психолога были всего лишь иллюстрациями, признали живыми, цепляющими, ярко написанными.

Gunina10-3

Даже когда Ольга писала «в стол», менее требовательной к своим текстам не стала. Это качество и любовь к учению привели ее на литературные курсы Андрея Воронцова, прозаика, критика, преподавателя литературного творчества, одного из создателей успешных онлайн курсов литературного мастерства. Курс короткого прозаического произведения она окончила с отличием.

«Я – человек, ответственно относящийся к профессии. И прежде чем выступить как литератор, решила освоить основы мастерства у профессионалов. Учеба была построена так, что мы писали литературные работы в заданном стиле и формате. Я освоила жанр классической новеллы. Получила отзыв: «Талантливый плодовитый новеллист». Писала много, это меня всерьез увлекло».

Ольга Гунина начала печататься на сайте Проза.ру, приняла участие в международном конкурсе для начинающих авторов. Ее цикл новелл был отмечен среди лучших работ. Это и была книга «Прошлогодний Дед Мороз», около тридцати коротких произведений.

«Это совершенно литературный материал. Но многие истории навеяны моим личным опытом, событиями из жизни людей, с которыми доводилось общаться. Например, история Ариши, которая вошла и в спектакль, рассказана мне моим редактором на телевидении. Ее бабушка в годы войны жила в частном доме на проспекте Ленина, тогда на окраине города. Как-то к ним постучалась женщина, которой некуда было идти. Ее оставили жить на терраске. Рассказ, кстати, так и называется. Со временем Ариша стала членом семьи, ее считали бабушкой внуки приютившей ее женщины. Шурочка, в одноименной новелле, которая на смотринах в доме жениха из вежливости похвалила суп, за что и поплатилась – сначала пятью порциями добавки, отказаться от которых не позволило воспитание, а потом и осуждением родни за чрезмерный аппетит, – это моя двоюродная бабушка. С ней тоже случилось что-то похожее».

Gunina11

Gunina12

О том, что первый прозаический опыт сделает ее драматургом, Ольга не предполагала. Но услышав ее новеллы в рамках программы театрального фестиваля, актеры оценили, насколько это интересный материал для сценического воплощения. А презентация книги в областной библиотеке стала первым опытом ее театрального воплощения. Актрисы Анна Лузгина и Виктория Емельянова не просто читали новеллы, а превращали их в мини-спектакль.

Но для того, чтобы книга «Прошлогодний Дед Мороз» стала драмой «Тайна старого дома», потребовались целая цепь совпадений, превращений и удивительная убежденность Ольги Гуниной, что у нее все получится. Фестивальное волонтерство автора помогло ей познакомиться с Юлией Беляевой. Ее спектакль по рассказам Шукшина был отмечен жюри. И вот оно – бинго. Человек, умеющий оживлять рассказы. То, что было так нужно Ольге.

Юлия отобрала 9 новелл. Надо было начинать постановку. Но как связать такие разные истории? Тут и родилась идея – ввести в сценарий трех сестер. Но в отличие от чеховских, они не рвутся в Москву, а совсем наоборот, вернулись в старый дом, с намерением продать его. «Три сестры» наоборот» - в шутку назвала эту концепцию Юлия Беляева.

На сцене три сестры, за кулисами три грации: режиссер Юлия Беляева, художник Алина Бровина и хореограф Евгения Миляева. В зале автор – Ольга Гунина, которая не пришла ни на одну репетицию, к большому удивлению постановщиков. Не вмешивалась в процесс, хотя и была готова прийти на помощь, если ее об этом просили.

Gunina05

taina_stardom_1_19

«У меня была только одна просьба: передать ощущение счастья, несмотря на все проблемы и неустроенность сестер. И этим ароматом счастья стала новелла «Новогодний запах «Серебристого ландыша». Это абсолютно моя история. Как и героиня, я каждый Новый год была Снегурочкой, с 6 до 30 лет. Я достала мамины духи «Серебристый ландыш» и немного подушилась – всего полпузырька. Также сидела на коленях у Деда Мороза, и он говорил, что Снегурочка пахнет по-весеннему. В спектакле эту новеллу играют все три героини. И им удалось создать атмосферу чуда, невероятного счастья. Такого, как бывает в детстве в праздник».

taina_dom_1_12

КСТАТИ: В праздник детства, 1 июня книге Ольги Гуниной предстоит совсем «недетский» утренник – презентация на Красной площади во время Международного книжного фестиваля. Чем будет пахнуть для автора это день? Спросим.

И еще одну грань универсальной Гуниной чуть не забыли. Название ей подобрать сложно. Продюсер? Не совсем то. Креативный директор? Мимо. Муза? Уже теплее. Достаточно интриги. Речь идет о постановке по роману Макса Фриша «Назову себя...», в афишах которого Ольга Гунина значится автором идеи, наряду с режиссером-постановщиком Линасом Зайкаускасом и исполнителем Александром Аладышевым. Во Владимире спектакль идет в баре «Другой» с непременным участием музыкальной группы Александра Аладышева - «BLACKcoverband. Но и на фестивалях «Назову себя...» ставят в барах и кафе, включая это требование в райдер. 21 апреля Александр притворялся слепым на фестивале-конкурсе моноспектаклей «МОНОfest» в Перми.

perm_9

Роман швейцарского писателя «Назову себя Гантенбайн» Гуниной был интересен как психологу. Он экранизирован, но на сцене его не ставят: много героев, сложный текст. У Фриша есть прекрасные пьесы. Именно это ответил Ольге директор театра, он же муж. Только отступать и сдаваться эта милая блондинка не умеет.

«На фестивале «У Золотых ворот» в 2016 году у меня вдруг выстроилось в голове, как это должно выглядеть, - раскрывает творческую «кухню» Ольга. – Я поняла, что нужно делать моноспектакль, решила, какую надо взять сюжетную линию».

Превратить роман в пьесу взялась Керен Климовски, драматург, прозаик, переводчик, родившаяся в Москве, с пятнадцати лет печатавшаяся в толстых литературных журналах. Теперь Керен живет в Швеции, вместе с музыкантом, композитором и актером Элиасом Файнгершом основала Театр КЕФ. И познакомил Ольгу и Керен, конечно же, фестиваль.

«Керен молодая, современная, творческая. Она недолго раздумывала над предложением. Через год сценарий был готов. А еще через год появился спектакль».

Как и полагается, дитя любви родилось через 9 месяцев, в первые дни января. Для Владимира это стало событием. Заменить сцену на эстраду в рок-баре, включить в канву спектакля кавер-группу – идея режиссера и исполнителя.

«Кто-то из критиков нам сказал: «Как здорово, что возникла идея перенести философию Фриша в бар», - теперь Ольга уже знает, что ее задумка оказалась вполне жизнеспособной. – Оказалось, что мы как бы застолбили эту идею. Коллеги из других стран теперь хватаются за голову, страдая, что им самим не пришла эта мысль – так поставить Фриша».ДЕТАЛЬ: Этот, как принято называть, «упакованный» проект смогут ставить театры в разных концах света.«Для того, чтобы мое желание стало таким спектаклем, должно было совпасть много факторов. И прежде всего нужен исполнитель, - считает Ольга. - Александр Аладышев держит весь спектакль. Он универсальный артист. Но таких актеров надо взращивать, готовить. Для этого нужна особая творческая атмосфера в театре».

nazovy_4

«Вторая» жизнь Ольги богата событиями, проектами, удивительными встречами, она вполне самостоятельная творческая единица. И все-таки Гуниных двое, и это семья, основа которой – любовь. В одном интервью Борис сказал, что не признает подмены слова «любовь» на «уважение». Вот почему его жена – не «уважаемая Ольга Гунина», а все та же девушка нереальной, по его мнению, красоты, когда-то ворвавшаяся к нему кабинет, в творчество, в жизнь.

Gunina0394

 

 

Евгения Лебединцева

https://kluch.media/materials/klyuchevaya-figura-dve-raznye-zhizni-olgi-guninoy/?fbclid=IwAR3CHVK9amprx4LxfC5agf_gtYxf7w7_rJcGW7g1tWZHqKoemGwuS_D87Wg

 

 

 


Фотографы

На сайте представлены фотографии Владимира Федина, Петра Соколова, Вадима Пакулина, Александра Уткина, Светланы Игнатовой, Анастасии Денисовой и Анны Колесовой, Татьяны Колывановой, Оксаны Соловьёвой.

Купить билеты
Щёлкните, чтобы прослушать. Работает благодаря GSpeech