Лучший региональный театр России Звезда театрала 2023 Лауреат премии «Звезда театрала»

Марина КИСИЛЕВА, 5 июля 2011, "Владимирские Ведомости"

knyaz_01

                                                                                                                                  Фото: Владимира ЧУЧАДЕЕВА

  Большая премьера в областном академическом театре драмы стала апофеозом празднеств, посвященных 900-летнему юбилею со дня рождения святого благоверного князя Андрея Боголюбского, прошедших в минувшую субботу во Владимире. Зрители (а в зале был полный аншлаг) по окончании спектакля «Андрей Боголюбский» стоя устроили артистам и режиссеру овацию... - Главная задача для нас, - говорил в интервью «ВВ» режиссер Сергей Морозов накануне премьеры, - попробовать поразмышлять на тему, каким он был. Что за человек. Почему он так резко, так мощно повернул историю. Как это было, какой ценой, каких внутренних мучений, сомнений, боли, вопросов это стоило, как рождались его замыслы и как они непросто воплощались... Можно говорить что угодно, но - есть Успенский собор, есть церковь Покрова на Нерли, есть Золотые ворота и есть перенос великокняжеского престола во Владимир. Для одного человека это уже так много! Таким наследием может похвастаться далеко не каждая историческая личность...
   Спектакль о великом князе, всем сердцем любившем Владимир и подарившем ему все то, чем мы до сих пор гордимся и без чего уже не можем представить наш город, построен на противопоставлениях и контрастах: гордость за Родину здесь соседствует с частным высокомерием, благородство ‑ с эгоистичными расчетами, безусловная любовь и самопожертвование вроде бы чужих людей ‑ с сомнениями и предательством «ближнего круга»... Честно говоря, до просмотра я сомневалась, что можно в два с небольшим часа «вместить» такую масштабную историю и такую человеческую драму.
   ...Лыбедь, Андрюша, Иван, Улита, Анисья, Аринушка ‑ спектакль был до краев наполнен музыкой русских имен...
Андрей Боголюбский в исполнении народного артиста России Николая Горохова получился далеко небезупречным человеком, но ‑ не злым и не мелочным, совестливым и масштабным... Однако именно эта масштабность мышления стала для него благом и проклятием одновременно: он видел будущее, которого не видела остальная элита; он не желал приспосабливаться к сложившимся правилам игры и был готов сделать все ради этого будущего, в то время как его окружение заботилось лишь о том, чтобы хорошо и удобно было «здесь и сейчас». К тому же великий князь был склонен ценить людей труда и при этом демонстрировать пренебрежение к жирующим боярам, которые думают «только о своих поместьях». Противостояние было предопределено...
   «Вся русская земля ‑ мой двор! Пока всю вотчину считать своим двором не станем, не будет Русь великой!» - восклицает Андрей, которого бы и сейчас не все поняли и приняли, даже зная, какое величайшее наследие князь нам оставил.
Конечно, князю было трудно не только из-за недовольства окружавшей его элиты. Наличие совести никому еще жизнь не облегчало. А у него, получается, совесть была. И там, где бояре шумно ‑ попойками и грабежами - празднуют успех, он печалится: «Нам этот грех вовек не замолить»... Когда бояре грозят отрубить голову дерзящему князю кузнецу из разоренного города, Боголюбский признает его правду и отпускает, невзирая на хамский плевок пленника в свою сторону. И тут все просто: Андрей шел к великой цели порой по головам, но понимал, что это не те методы, которыми стоит гордиться, наоборот, за них придется дорого заплатить.
И он заплатит. Вероломством окружения и даже любимой жены, засомневавшейся в любви Андрея и лишившейся - его волею - родни. А уж погибшие в битвах сыновья были Улите дороже всех великих целей мужа вместе взятых... И довод «он хоть и мало, но достойно жил» для нее - не довод. «Не тронь меня. Ты строишь... Строй», - отталкивает она Андрея, пытавшегося ее поддержать. А потом наглядно и символично рушит то, что он пытается строить...
   В постановке довольно много режиссерских находок ‑ вроде диалога холопов посвистами. Или предложения пойти замуж одним едва заметным жестом. А как в одной сценке князь Андрей веселился, играя на жадности жены простого мастера!
Отдельного комплимента заслуживает световое оформление сцены и декораций в исполнении Бориса Голодницкого: где простые люди - мастеровые, холопы, - там солнечно и светло; где забрезжила надежда ‑ там чистое голубое небо со светящимися куполами; где бояре-заговорщики ‑ там алое небо с кровью и слезами; где варварское разрушение Киева ‑ там багровый отсвет с серыми тенями на небе и храмах...
«Андрей Боголюбский» - это спектакль-история о том, как счастливый и по-доброму ироничный человек превращает свою жизнь в службу великой цели и ‑ при жизни - не получает за это никакой благодарности. А еще это один из немногих спектаклей, который задает вечные вопросы и предоставляет возможность в течение пары часов испытать всю палитру эмоций ‑ от гордости и ликования до грусти и скорби.

                                                                                                                                                                         Автор: Марина КИСИЛЕВА

Источник http://www.vedom.ru/news/2011/07/05/4713-knyaz-stroitel

                                                                                                                               

Фотографы

На сайте представлены фотографии Владимира Федина, Петра Соколова, Вадима Пакулина, Александра Уткина, Светланы Игнатовой, Анастасии Денисовой, Анны Колесовой, Татьяны Шалухиной, Оксаны Соловьёвой, Елены Птагиной, Екатерины Строговой и Константина Федяева.

Купить билеты ➤