День девятый. 24 сентября 2016 г., суббота
Зрители субботнего фестивального дня смогли соприкоснуться с творчеством Марины Цветаевой и Евгения Евтушенко.
«БЫЛИ СЛЁЗЫ БОЛЬШЕ ГЛАЗ...». Так называется моноспектакль Валерии Жилиной (Орловский театр для детей и молодёжи «Свободное пространство», постановка заслуженного деятеля искусств РФ Александра Михайлова) по мотивам «Повести о Сонечке» Марины Цветаевой, - который продолжил «Парад лучших моноспектаклей мира».
Спектакль — участник международных театральных фестивалей «Радуга» (Санкт-Петербург), «Молдфест. Рампа. Ру» в Кишиневе (Молдова), «Мост» в Ганновере (Германия), «Отражение» в Литве, «Театральный дивертисмент» в Израиле. Дважды спектакль был сыгран в московском Доме-музее Марины Цветаевой. На Международном фестивале камерных и моноспектаклей «LUDI» в г. Орле спектакль режиссера Александра Михайлова стал обладателем Гран-при.
Обозреватель фестиваля «Радуга» в Санкт-Петербурге сравнил постановку «Были слезы больше глаз» с «искусно выполненной виньеткой, напоминающей о традиции ностальгических литературно-салонных вечеров». Не знаю, насколько комплиментарно (или точно) это сравнение. Эстетика спектакля скорее тяготеет к отшельнической аскезе. Но «роскошь», «салонность», «виньеточность» — витает в эмоции... «Повесть о Сонечке», написанная с пленительной нежностью, - воспоминание об умилявшей Цветаеву, талантливой актрисе Сонечке Голлидей, студийке Вахтанговской театральной студии, хрупкой, маленькой, отважной, романтичной, бескомпромиссной — и светящейся от любви ко всем и всему. Молодые Евгений Багратионович Вахтангов, Антоколький («Павлик А.») и Юрий Завадский («Юрочка») — тоже оказываются героями спектакля с их характерными интонациями. Люди, которые в голодное время разрухи и вселенской выстуженности 18-20-го годов ХХ века создавали великий авангард в искусстве, которым «будет потом долгое время питаться искусство мира». Время это пограничное, время революционное, время, когда быта не осталось. Остались только любовь и смерть. Рубище на воздушной фигурке актрисы, её звенящий голос, передающий диалог Марины Цветаевой с самой Сонечкой, взмахи рук — подобные взмаху крыльев, распятие (или видЕние его в листе жести-заднике)... Обнаженная узкая старинная кровать с железной узорчатой спинкой — как тема невозвратимости, как символ крушения мирной, безвозвратно ушедшей беззаботной жизни (вопреки образу цветаевской «маленькой девочки в кресле», в котором та буквально живёт). Огромный поток сознания, мир, эпоха, «хождение души по мукам» - вмещенные в два часа сценического времени!
«НА СТЫКЕ ВРЕМЁН». Вечером Владимирский академический театр драмы подарил фестивалю свою версию Эпохи, отраженной в поэзии Евгения Евтушенко. «Поэтический театр не скрывает, а обнажает». Он обнажает внутренний мир самого актера, его психику, интеллект, его собственную, человеческую природу. В связи с этим все происходящее на сцене носит скорее исповедальный характер, а учитывая стремление этого жанра к обобщению, не только исповедальный, но и проповеднический. «Поэт в России — больше, чем поэт...» Более чем за полвека резонансность стихотворной публицистики Евгения Евтушенко на глобальные события в мире, его отчаянно-дерзкая и отчаянно подвижная гражданская позиция прошли сквозь строй самых крайних, полярных оценок – от обвинения в политической компромиссности до восхищения и преклонения. Сегодня нам кажется, что Поэт Евтушенко – поразительно чуткий летописец российской истории. И постановщик спектакля Владимир Кузнецов попытался раскрыть именно эту главу его творчества.
ЭКС-пресс-хроникёр Тина ЭЛТОНС