Лучший региональный театр России Звезда театрала 2023 Лауреат премии «Звезда театрала»

 

«Бестиарий нашего времени» - так определяют жанр создатели постановки «Кыся». Но  «зоологического»  в моноспектакле актера Владислава Чубенко и режиссера Якова Рубина немного. Исповедь брутального питерского кота сводится к утверждению простой истины: человеку нужен человек. Даже если он – кот. 

 

kyysa.jpg

Сюжет известного романа Владимира Кунина сам по себе хватает за горло читательское внимание и, как хороший детектив, держит его до конца неожиданными поворотами интриги за каждым «углом». Шутка ли: кот, телепатически разговаривающий с людьми, уходит от погони, вступает в схватку с наркодилерами, спасает людей и читает проповеди об одиночестве. Про неуемное либидо этого полового гиганта и говорить нечего: в лапах его страсти оказываются и кошки, и собаки, и даже лисы. Цель всех приключений героя – вернуться к своему единственному, такому же одинокому человеку. При таком беспроигрышном наборе обстоятельств, казалось бы, ну что еще делать артисту – выходи и читай. Ан нет. Актёр Владислав Чубенко будто вступает в негласное соперничество с текстом. Что быстрее положит зрителей на лопатки - сентиментальный сюжет или актерская харизма.

Времени на то, чтобы пролить напрашивающуюся в отдельные моменты слезу, Чубенко не оставляет категорически. Все заложенные в тексте манипуляции зрительскими эмоциями (казалось бы – пользуйся!) уводит в едва заметные паузы, приглушение голоса, полутона. Там, где можно заставить зрителя зарыдать, - на секунду останавливается и будто проглатывает ком в горле. Спектакль похож на пулю, пролетающую в замедленном действии: в лаконичной форме сжат сюжет, который бьет по точной траектории в самое сердце.

Скорость произнесения текста, ровность почти безэмоционального тона, снисходительность и сарказм – таково «мурчание» этого кота, «существа высшего порядка». С первых секунд существования на сцене актер захватывает внимание зала в прочные сети и держит за грудки до последнего слова. Растянутый на всю сцену гамак – те самые сети и есть. Кроме гамака, собственно, ничего. Он и лежанка для сибаритствующего в начале истории Кыси, и силки, в которые попадается сношающийся с рыжей кошкой кот, и судно, увозящее его по Балтийскому морю в новые приключения. Но напор артиста, его темперамент и объем создаваемых образов столь самодостаточны и так всепоглощающе заполняют сцену, что ни сценография, ни костюмы (Кыся одет как простой рабочий парень с окраин, в сером потрепанном свитере и дырявых джинсах) не имеют уже никакого значения.

80 минут без секундной паузы. Мгновенные переключения в характерные образы косого на один глаз Кота-бродягу, крепкого на матерные словечки Водилу, невинной собачки из «мерседеса» или наивную медсестру Таню Кох. С десяток персонажей со своим особенным голосом, интонациями,  пластикой слетают, как маски, с лица актера, на котором – ни штриха излишнего хлопотания.

Заслуженный артист России Владислав Чубенко за почти 20 лет жизни этого спектакля успел пройти путь от  артиста вологодского ТЮЗа, Камерного театра – до создателя «Своего театра», должности начальника департамента культуры Вологодской области, и в итоге - директора Новгородского театра драмы им. Достоевского. Моноформа для него привычный формат существования на сцене. В «Своем театре» все постановки – камерные, на одного-двух артистов. И понятно, что уровень профессионального мастерства на сцене таков, что зрителю с первых минут спектакля ну просто некуда деться. Как кошке, взятой за холку, остается только вжаться в кресло и смотреть во все глаза, что же будет…

Мила Денёва



 

Фотографы

На сайте представлены фотографии Владимира Федина, Петра Соколова, Вадима Пакулина, Александра Уткина, Светланы Игнатовой, Анастасии Денисовой, Анны Колесовой, Татьяны Шалухиной, Оксаны Соловьёвой, Елены Птагиной, Екатерины Строговой и Константина Федяева.

Купить билеты ➤