Красная дорожка «У Золотых ворот» не зря называется парадом лучших моноспектаклей мира. Звучит узнаваемая клезмерская музыка – на сцене спектакль из Израиля. «Блуждающие звезды» Шолом-Алейхема в постановке, увы, покойной Нины Михоэлс.
Что может быть ближе миру театра, чем история о странствующих, блуждающих по свету актерах? Тем более если в центре сюжета любовь молодых юноши и девушки? Конечно же, ничего, поэтому роман основоположника литературы на идише Шолом-Алейхема так и просится на сцену. Несмотря на обилие колоритных персонажей и постоянную смену мест (от маленького еврейского местечка до Нью-Йорка), Нине Михоэлс, дочери известного режиссера Соломона Михоэлса, не потребовалось никаких сценических изысков. Минимум декораций и реквизита и всего лишь одна актриса в простом черном платье – Татьяна Хазановская.
По-разному накинутая черная кофта становится то передником Леи, жены кантора, то платком ее постоянно мотающей головой старой свекрови. Небрежно накинутое кепи превращает актрису в Шолом-Меера Муравчика из Еврейского театра, а взятые в руки сапог и щетка – в Гоцмаха, соблазняющего главного героя миром театра. Но главное, конечно, – голос. Татьяна Хазановская его не меняет, не играет с тембром, и тем не менее все ее герои говорят по-своему. У каждого своя длина пауз между словами, у каждого свои, почти неуловимые интонации, только чуть заметный, но такой необходимый еврейский акцент остается один на всех.
Вообще же, спектакль напоминает очень хорошую аудиокнигу, слушать которую – одно удовольствие, жаль только, что за полтора часа нельзя прочитать весь роман. История его проста, чем и прекрасна. Главные герои – Рейзел, дочь бедного кантора Исроела, и Лейбл, сын богача Рафаловича, живут в маленьком еврейском местечке Голенешти. Они влюблены друг в друга и в театр. Однажды ночью дочь кантора, пятнадцати лет, и сын богача, четырнадцати лет, бегут вместе с труппами заезжих актеров, чтобы стать однажды известными на весь мир. Жизнь раскидает их по свету и позволит встретиться, сильно изменившимся и повзрослевшим, лишь через много лет.
Весь спектакль не отпускает чувство красоты рассказываемой истории, красоты еврейской музыки и речи, мелодики далеких таких завораживающих имен. Шолом-Алейхем, Лейбл, Рейзел. И сразу хочется тоже – блуждать по миру, следуя за своей звездой. «Каждая звезда – это душа человека. А куда идет душа, туда идет и человек. Вот почему нам представляется, будто звезды падают».
Ника Ерофеева