V Всероссийский фестиваль фестивалей «У Золотых ворот» подвел итоги. Хрустальные «Шапки Мономаха» надеты на самые достойные театральные головы. Средства массовой информации раструбили имена победителей. Напоследок заглянем за кулисы. И узнаем мнение жюри об итогах масштабного театрального смотра вообще и о самых ярких личных впечатлениях, в частности, – из первых уст:

  

simonova.jpg

 

Председатель жюри Всероссийского театрального форума Фестиваля фестивалей «У Золотых ворот», народная артистка РФ, лауреат Государственной премии СССР, лауреат национальной премии «Золотая Маска» Евгения Симонова:


Как вы знаете, после каждого вечернего спектакля на малой сцене труппа Владимирского театра устраивает капустник для гостей фестиваля. Артисты начинают готовить мини-спектакли про каждый приезжающий коллектив, как только утверждается программа. Капустники эти проходят на высочайшем уровне. Вот отыграл спектакль грузинский театр им.Шота Руставели, живой классик Роберт Стуруа. Вошли в зал Малой сцены статные гордые грузинские парни, многие из которых не говорят и не понимают по-русски. «Уже чужие», - подумала я. Но вдруг, когда на сцене завершился гениальный совершенно капустник про их спектакль «Юлий Цезарь», как же они хохотали, эти гордые грузинские парни, как они хлопали! После капустника началось невероятное братание, сразу нашлись нужные понятные всем слова и язык общий. Актёр Владимирского театра произнёс со сцены речь на грузинском, и зал просто ринулся навстречу в общечеловеческом каком-то порыве. И потом уже - приглашения в гости, объятия, половина театра уже едет в Тбилиси по приглашению. И я подумала: пока «на верхах» выясняют отношения и конфликтуют, здесь, языком театра и искренним движением сердца, так просто налаживаются самые ценные человеческие отношения. Как просто найти общий язык на территории искусства! И это, конечно, большая заслуга директора фестиваля Бориса Григорьевича Гунина. Все знают, что театр им.Шота Руставели в провинциях никогда не играет. Стуруа выезжает на гастроли только в столицы мира. Так что это историческое событие для Владимира и его (Роберта Стуруа) личное движение к вам, Борис Григорьевич.

Выбрать один спектакль из восьми в программе этого года было невероятно сложно, потому что спектакли все очень сильные. Это вообще, мне кажется, жёсткое решение, что главный приз только один. Я была уверена, что лидером зрительского голосования станет спектакль «Под холщовыми небесами» из Севастополя (реж.Екатерина Гранитова) – легкий, яркий, заразительный. И каково же было мое удивление, когда зрители единогласно выбрали лучшим спектаклем фестиваля «Смерь Ивана Ильича» Липецкого театра драмы (реж.Сергей Бобровский). Меня потрясла степень понимая зрителями тяжеловесной литературы Толстого и глубины их восприятия театра как такового. Профессиональное же жюри остановило свой выбор на спектакле «С любимыми не расставайтесь» из Коми-Пермяцкого округа (реж.Татьяна Воронова). Спектакль потряс жюри почти документальным актерским исполнением, точностью интонаций документального кино. И потрясающим актёрским ансамблем. Володин прозвучал в этом спектакле неожиданной такой нотой, глотком свежего дыхания.

 

 

myagchenkov.jpeg

Телеведущий, тележурналист, лауреат премии «Золотое перо России», член Международного союза журналистов, художественный руководитель телеканала «Театр», медиапроекта «АRТИСТ», креативный продюсер телеканала «Точка ТВ» Александр Мягченков:

Фестиваль прозвучал настоящим праздником. Светомузыка фонтанов на театральной площади… Хрустальный дворец театра, светящийся миллионом огней... И весь город ежевечерне стекается к этой хрустальной чаше, где на сцене продолжается таинство театра. Я бы, в первую очередь, отметил важную дату - 170 лет Владимирскому театру. Спектакль-посвящение на открытии «Владимирская драма: из века в век» ярко продемонстрировал широкие возможности сравнительно молодой труппы театра. Какой творческий потенциал коллектива! Актёры умеют всё: поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, как стихи читают! Труппа Владимирского театра, на мой взгляд, – одна из самых талантливых в театральной России. Да здравствует Его Величество провинциальный артист! И пару слов о вашем потрясающем владимирском зрителе. Ощущение, что это сподвижники театра, которых специально обучают искусству зрителя. Они так тепло принимали всё, получали такую радость от каждого спектакля. А это же, своего рода, оздоровление города в целом, в чем и заключается основная польза фестиваля.

 

polykarova.JPG

 

 

Директор международного Славянского форума, директор Международного театрального форума "Золотой Витязь" Наталия Полукарова:


Я, как директор другого театрального фестиваля «Золотой Витязь», хотела бы отметить высочайший уровень организации. Когда со стороны кажется, что всё проходит легко и просто и фестиваль катится как по маслу, это значит, что за кулисами проделана огромная работа. И за иллюзией лёгкости стоит невероятный труд большой слаженной команды профессионалов. Одно открытие памятника провинциальным актёрам чего стоит! Это живое, это необычное. Скоро у памятника, как у объекта культурного паломничества, начнет блестеть нос. Всё с порога, с Театральной площади, на фестивале сделано по-человечески и для человека.

 

 

mazur2.jpeg

 

Театровед, театральный критик, драматург. Член Германского Центра Международного Института Театра и  Международной Ассоциации театральных критиков (ЮНЕСКО).  Создатель и программный директор многих интернациональных  театральных фестивалей - Нина Мазур:

У Марка Твена есть замечательные слова: «На смертном одре человек сожалеет о двух вещах – что он мало любил и мало путешествовал». Фестиваль «У Золотых ворот» споспешествует тому, чтобы нам пришлось сожалеть меньше. Спектакли фестиваля все – о двух самых важных вещах: о любви, либо о смерти и любви, что вместе – жизнь. Никакого мелкотемья, широчайшее разнообразие жанров и сценических решений. Фестиваль – это не только спектакли, это всё, что вокруг него. Так вот по сумме всех обстоятельств, в совокупности качеств, Владимирский фестиваль прошёл на очень достойном уровне. И вот когда придёт моё время, я вспомню истину Марка Твена и, благодаря фестивалю, смогу смело сказать, что мне сожалеть не о чем.

 

 

fedorova.jpg

 

 

 

Театральный критик, главный редактор газеты "Вахтанговец", член редакционного совета журнала "Современная драматургия", заслуженный работник культуры Башкирии Валентина Федорова:


Такая изысканная работа, как севастопольский спектакль «Под холщовыми небесами» (реж. Екатерина Гранитова-Лавровская – спецприз жюри за лучшую режиссуру), оказала бы честь программе любого столичного фестиваля, для самого взыскательного зрителя. Мне особо понравилось в этом году, что театры-победители прошлых фестивалей «У Золотых ворот» на юбилейный смотр привезли классику. Классику, которой не выламывают руки, а вдумчиво стараются прочесть текст автора, передать на сцене полноценный русский язык. Приятно видеть, что в зале очень много молодых людей, которые именно здесь, в театре, начинают понимать, что искусство и театр – это не то, что ниже пояса, там физиология и врачи. Театр – это то, что выше сердца, наши чувства и эмоции. То, что отличает нас от животных. Толстой, Горький, Достоевский на сцене Владимирской драмы говорят о том, что фестиваль нащупал какую-то болевую точку точного звучания русского языка и искреннего чувства на сцене. Мы хотим снова и снова слушать правду о себе. Фестиваль подарил нам эту возможность. Воздействие театра – это «отложенная выгода» для каждого, кто сюда приходит. Всё увиденное обязательно прорастёт в сердцах зрителей и принесёт свои положительные плоды.

 

 

senatorova_2.jpg

 

 

Генеральный директор Творческо-координационного центра "ТЕАТР-ИНФОРМ" (г. Москва), театральный критик и аналитик театра, менеджер в сфере культуры высшей квалификации, генеральный продюсер Федерального фестиваля "Театральный Олимп" (г. Сочи), программный директор российских театральных фестивалей, лауреат Всероссийского конкурса "Профессиональная команда страны", лауреат Премии имени Бажанова, дважды дипломант Премии имени Дягилева Ольга Сенаторова:


Одной из самых важных особенностей фестиваля мне кажется его социальная позиция, чувство ответственности организаторов за то, что происходит с культурой и образованием в их городе. Поэтому программа образовательных встреч, мастер-классов, семинаров «Золотые лекции» мне кажется самым важным событием. И ещё один факт, который произвёл на меня большое впечатление. Все 14 фестивальных вечеров рядом со мной сидела зрительница из Владимира, которая на прошлом фестивале сумела купить билеты только на балкон. В этом же году, как только была объявлена продажа билетов в апреле (!), первой поспешила выбрать лучшие места на все спектакли фестиваля. Это очень яркий показатель уровня организации фестиваля. То есть за шесть месяцев до начала фестиваля театр уже открывает продажи и гарантирует каждое событие.

 

 

malygin.jpg

 

 

 

Доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, академик Международной академии наук педагогического образования и Российской академии естественных наук, Почетный работник высшего профессионального образования, заслуженный деятель искусств Республики Дагестан, председатель Наблюдательного совета Владимирского академического театра драмы Виктор Малыгин:


Меня более всего удивила готовность зрителей воспринимать такие разные форматы. В программе фестиваля соседствовал диаметрально разный театр, противоположные по духу интерпретации Шекспира, к примеру, может, не сразу понятные. Но зритель шёл, полные залы на каждом спектакле, и хотел понимать. И уже сейчас спрашивают, а когда следующий фестиваль? Я очень благодарен нашим зрителям. Думаю, благодаря фестивалю они полюбят театр как таковой ещё больше.

 

podgorodinskiyv.jpg

 

 

Историк театра, создатель более 30 фестивалей искусств, заслуженный деятель искусств России Валерий Подгородинский:


Когда директор Борис Гунин показал мне афишу, я не поверил, что можно за такое короткое время поднять такое количество спектаклей. Спектакль киргизской актрисы по Чингизу Айтматову – это для меня потрясение. Для меня больше открытий сучилось именно в программе моноспектклей «Красная дорожка у Золотых ворот». Удивительная переполненность идеями актёрского существования. Я много спектаклей видел в своей жизни, и думал, что меня уже ничто не удивит. Но Владимирский театр постоянно находится в движении, находит новые формы общения со зрителями. По-моему, «У Золотых ворот» всё состоялось. И это только начало.

 

merkulova.jpg

 

 

Главный редактор сетевого издания "Медиа-проект АRTИСТ", главный редактор телеканала "Московский образовательный", кандидат филологических наук, академик Международной Академии телевидения и радио, доцент РГГУ и МГПУ, руководитель Фестиваля "Россия Театральная у Эйфелевой башни", член Французской Ассоциации Жана Вилара,  лауреат конкурса "Лучшие проекты России", лауреат Первой премии Всероссийского конкурса "Образовательный потенциал России" Марина Меркулова:


Я не ожидала, что такой повышенный интерес публики вызовут спектакли армянского и польского театров. В социальных сетях именно эти новости вызывали настоящий бум. Вероятно, об этих театрах публика знает менее всего, и очень активно реагировали на все публикации, связанные с этими событиями. Это говорит о том, что фестивалю нужно продолжить расширять географию. В начале фестиваля медиа-проект «Артист» провел флеш-моб «За что вы любите Владимирский театр?». Самый частый и эмоциональный ответ - «За искренность»! Люди могут что угодно говорить, как угодно поступать, но чувствуют всегда правильно. Чувство не обманешь. Особенно когда мир вокруг всё чаще подсовывает нам подделки, искренность чувствуется вдвойне, её не подделаешь. Когда на сцене случается всё по-настоящему, зритель на это безошибочно реагирует. Я желаю фестивалю держать эту планку искренности, которую ценит и ждёт владимирский зритель.


bgunin1.jpg

 

 

 

Директор Владимирского академического театра драмы, генеральный директор Всероссийского театрального форума фестиваля фестивалей «У Золотых ворот», заслуженный работник культуры РФ Борис Гунин:


14 дней продолжалась эта «пытка театром». Жюри очень по-доброму и по-человечески смотрело, очень деликатно, в кулуарах, обсуждало с режиссёрами недостатки и громко восхищалось достоинствами. К сожалению, сегодня мы расстаемся. К счастью – ненадолго. Надеемся, каждый из членов жюри окажет нам честь быть с нами столько, сколько будет жив фестиваль.


Фотографы

На сайте представлены фотографии Владимира Федина, Петра Соколова, Вадима Пакулина, Александра Уткина, Светланы Игнатовой, Анастасии Денисовой и Анны Колесовой, Татьяны Колывановой, Оксаны Соловьёвой.

Купить билеты