Лучший региональный театр России Звезда театрала 2023 Лауреат премии «Звезда театрала»

 

 Автор, переживший уход родителя из семьи, написала трогательные письма, адресованные своему отцу. В этих письмах автор словно вопрошает: за что бросил, за что оставил и разлюбил. Распятый Иисус вопрошал также: Боже мой! Для чего Ты меня оставил?

Каждое слово Беленицкой рождено болью и слезами брошенной дочери. Они - о ненужной дочерней любви и, как воздух необходимой, отцовской заботе. Исповедальный характер писем, вероятно, требует того же от исполнителя.

Однако режиссер Ольга Луцива будто идет наперекор и выдвигает свои правила игры для актрисы: Анна Бронникова в главной роли читает текст несколько отстраненно, как наблюдатель, не подпуская близко к сердцу слова, которые как раз туда и просятся – в самое сердце. В трактовке авторов спектакля сердце героини заколочено злобой на отца, в ее интонациях сплошь обида, злоба, резкость и надрыв. Но ведь за их тяжелым пластом должна быть и любовь. Любовь к папеньке, каким бы он ни был – где ж она в спектакле?

Разумеется, театр не кабинет психолога и не ставит перед собой терапевтических задач (но в то же время и не отрицает подобного эффекта). Напротив,  задача создателей спектакля намного глубже: несценическое сделать сценичным, найти художественный образ и поэтичное воплощение. Однако в «Письмах к папеньке» довольно сложно его отыскать. Белая скамья, видеопроекция, планшет сцены, где героиня периодически выписывает мелом отдельные фразы... Белая скамья требует, чтобы ее обыграли, наконец, а написанные мелом строки уже изначально как бы предрекают, что их сотрут. Незамысловатая сценография, тем не менее, позволяет выдвинуть актрису на первый план, концентрируя внимание зрителя только на ней. Актриса хоть и читает текст как будто бы отстраненно, но все же создает в памяти каждого зрителя образ отца, и у каждого он индивидуален, у каждого свой «п-а-п-а». С актерской точки зрения, физическое действие для актрисы так и напрашивается, поскольку некоторый реквизит «выстреливает» не многократно: например, плюшевый мишка или воздушный шарик.

Эмоционально тяжелый текст автора не требует в данном случае дополнительного окраса музыкой: он априори имеет силу и вес. Письма к  тятеньке (именно так они называются у Беленицкой) это, своего рода, разговор по душам, один из таких разговоров, когда под покровом ночи хочется тихо, чтобы никто из посторонних не слышал, доверить самые глубокие тайны. Именно такого разговора, в спектакле, увы, не получилось. Во всяком случае, в том виде, в каком заведомо предполагалось его увидеть.

Однако, оборачиваясь на зрителей после просмотра, видишь их глаза: задумчивые, у кого-то – наполненные слезами, у кого-то – уже мокрые от слез. И какая разница, обыграна ли белая скамейка, если струны души, все же удалось задеть?

Дядчук Ангелина

 

Фотографы

На сайте представлены фотографии Владимира Федина, Петра Соколова, Вадима Пакулина, Александра Уткина, Светланы Игнатовой, Анастасии Денисовой, Анны Колесовой, Татьяны Шалухиной, Оксаны Соловьёвой, Елены Птагиной, Екатерины Строговой и Константина Федяева.

Купить билеты ➤