Лучший региональный театр России Звезда театрала 2023 Лауреат премии «Звезда театрала»

    Спектакль и пьеса называются «Контрабас», выдвигая главное на первый план: отнюдь не музыканта, а атрибут его деятельности.  Массивный музыкальный инструмент бесповоротно вторгся в личное пространство своего хозяина: он занимает большую часть комнаты, мешая передвижению, становится преградой даже в любовных отношениях, ведь музыканту теперь кажется, что даже дух контрабаса витает в воздухе, пока он наедине с женщиной.

    А ведь герой (у которого, кстати, даже нет имени) имел счастье влюбиться! Его муза – оперная певица сопрано, в то время как он – контрабасист, который даже не может взять верхние ноты и создать дуэт с возлюбленной.
    Музыкант в исполнении Шовги Гусейнова темпераментно и заразительно ведает историю своего героя и делает это настолько правдоподобно, что порою кажется, что у актера есть музыкальное прошлое. В жизни персонажа, казалось бы, ничего особенного не произошло: он обыкновенный ремесленник, не великий талант вроде Моцарта, Шуберта, Брамса, профессия контрабасиста даже не ставит его в первые ряды оркестра.
      Монологи артиста представляют собой многоголосие самых разных человеческих качеств и проявлений: здесь и жгучая зависть, и обжигающая ревность, и пылкая влюбленность, и немножко теплая, хоть и не совсем явная, но все же любовь к своему контрабасу и единственному собеседнику. Прошлая жизнь героя имеет свои драматические нотки: мать любила его отца, отец – младшую сестренку, а бедному музыканту любви не досталось. Поэтому он, назло родителям, решил податься в музыканты. Но даже здесь он не находит истинного счастья, все время оставаясь у жизни на последнем плане. Герой трезво отдает себе отчет: он всего лишь  ремесленник  и мастерски может исполнить что угодно, но только не создать. Воодушевленно рассказывая о божественном таланте Моцарта, он вдруг резко и даже злобно, словно обнаружив в себе скрытую зависть к величию гения, прерывает свой рассказ. В этом эпизоде можно увидеть явный намек и отсылку к маленьким трагедиям Пушкина и образу Сальери, которого Шовги Гусейнов тоже воплощал на сцене.
     Однако «Контрабас» Ирины Перловой и Шовги Гусейнова – это история отнюдь не про зависть, как у Сальери, не про ответственность за божий дар, как у Моцарта. Это – история об одиночестве. Сценография спектакля крупным пятном выделяет именно контрабас, сделанный из материала, похожего на проволоку. Он стоит в самом центре. За ним – натянутые от пола до потолка нити, имитирующие струны. На струнах – беспорядочно разбросанные виниловые пластины или нотные тетради.  Вместо людей – хаотично разбросанные предметы одежды, вместо женщины – только напоминание о ней в виде пары туфель.
     Главный герой мечется в этом хаосе одиночества, отчаянно пытаясь его преодолеть и найти способы заслужить если не любовь, то хотя бы каплю внимания новой возлюбленной. Даже какая-нибудь глупость вроде выкрика ее имени уж точно должна сработать. Спектакль начинался с того, что герой, лежа рядом с контрабасом и любовно его поглаживая, шептал имя возлюбленной. Однако душевные метания на протяжении всего спектакля приводят его именно к активному поступку, хотя и несколько абсурдному.
     Герой уходит со сцены на завоевание сердца женщины, а зрителю остается верить, что ему это точно удастся.

Дядчук Ангелина.

 

Фотографы

На сайте представлены фотографии Владимира Федина, Петра Соколова, Вадима Пакулина, Александра Уткина, Светланы Игнатовой, Анастасии Денисовой, Анны Колесовой, Татьяны Шалухиной, Оксаны Соловьёвой, Елены Птагиной, Екатерины Строговой и Константина Федяева.

Купить билеты ➤