Пушкина не любить нельзя! Пушкин – наше все! Фиксированные речевые обороты, ставшие привычными нашему слуху, также как и «Пушкин – великий русский поэт». Они преследовали главного героя – Мишу Питунина – буквально с самого детства, продолжаясь в школе, студенчестве, затем в армии и взрослой жизни. Ненавистный автор в течение всей жизни героя становится настолько близок ему, что, в конце концов всецело овладевает вниманием героя. Миша Питунин, поначалу не способный запомнить ни строчки из стихотворений Пушкина, впоследствии становится одержимым идеей найти хоть какой-то возможный вариант спасения поэта.
Александр Редя – режиссер-постановщик и главный герой моноспектакля. Его исполнение пронизано обаянием и добротой, что непременно располагает к себе весь зрительный зал. Некоторые сцены напоминают юмористическое шоу, что вполне оправдано характером изложения автора. Из текста Хейфеца хоть и были убраны некоторые эпизоды, это все же не помешало композиционной целостности спектакля.
В сценографии нет ни одного лишнего предмета - каждому находится порою нетривиальное воплощение: стул и стол, например, в определенном расположении становятся имитацией петербургских разводных мостов или каретой; на доске появляется то наивный и простецкий детский рисунок, то схемы по спасению Пушкина; и, конечно, «гвоздь программы» - сам Пушкин на портрете, заполонивший чуть не весь задник сцены.
Поначалу поэт выступает в жизни Питунина раздражителем, вроде камушка в ботинке или назойливой мухи, а иногда вовсе становится чуть ли не подножкой: герой то и дело спотыкается о фразу кого-то из своего окружения - «Ты что, Пушкина не любишь?».
Однако влюбленность в девушку, в большей степени, способствовала перемене отношения к поэту. Игра в придумывание способов спасения зародилась у Миши на одном из свиданий со своей возлюбленной – Лерой. Из спектакля убран эпизод с женитьбой и прочими неприятностями в виде развода, вероятно, намеренно : таким образом, Лера осталась единственной любовью в жизни героя. Что важнее – она разожгла в Питунине любовь к Пушкину как поэту. Теперь Миша отчаянно рыщет в книгах ответы на вопросы: почему же все-таки не спасли Пушкина, и можно было бы это предотвратить.
Раздражение, затаенная злоба и неприязнь к автору со временем плавно трансформируются в некое подобие уважения и искренней заинтересованности. При этом, Александр Редя последователен и точен в своем движении от одной гаммы чувств и эмоций – к противоположной, от одного сценического возраста – к другому. Наблюдая взросление героя, мы обнаружим, как проблема гибели Пушкина начинает все больше теребить душу Питунина и занимать почти главное место в его жизни. Разумеется, и завесу тайны относительно некоторых подробностей роковой дуэли, связей и личной жизни Пушкина тоже удастся приоткрыть.
Миша превращается в детектива, пытаясь с точностью воссоздать даже ход событий, чрезвычайно увлекаясь расследованиями и интригами пушкинской жизни. Только вот Пушкин – великий русский поэт! А Миша Питунин …. Миша Питунин знает от силы пару стихотворений и то не всегда в оригинале, слушает «Шизгаре» и очень хочет совершить подвиг. Однако позволит ли роковое стечение обстоятельств этому случиться, ведь, может, по судьбе у Питунина – вовсе не геройство, а столь же трагическая гибель, как у Пушкина?
Дядчук Ангелина