Оксюморон
Казанский театр юного зрителя представил спектакль «Счастливая Шарлотта» в постановке режиссёра Радиона Букаева. В произведении «Вишнёвый сад» А.П. Чехова Шарлотта – второстепенная героиня. Драматург Ирина Васьковская в собственной пьесе делает её главным действующим лицом. Название произведения рождается из слов Гаева: «Счастливая Шарлотта: поёт!». Чехов давал наставления для исполнения роли гувернантки Шарлотты для В.И. Немировича-Данченко: «…роль важная», для О.Л. Книппер-Чеховой: «тут должна быть актриса с юмором». Гувернантка – статус сложный. Это человек с особым образованием и культурой. Взяв во внимание эти советы, режиссёр акцентирует внимание на характере и судьбе Шарлотты. Только вырисовывается совсем иная история – фокус в одном действии.
Спектакль играется в камерном баре, что является хорошим решением для иммерсивного театра. Елена Калаганова исполняет роль Шарлотты. Она – ребёнок в этом огромном мире, которому предстоит c помощью своей душевной доброты бороться с трудностями. Игра на шарманке в её исполнении – это лирика, которая в мелодии выстраивает судьбу. Звучит и цирковая музыка, и французская.
Она повествует, что её первый дом – цирк Шапито. Шарлотта начинает выстраивать контакт со зрителями, задавая вопрос: «А что у Вас ассоциируется с этим местом?». Обратим внимание, что зал с первых минут верит актёрской игре и возвращается в детство, где были тигры, фокусы и сладкая вата. Елена Калаганова обладает мощной энергетикой и силой импровизации: она чувствовала, в каком настроении человек и вытягивала его! Как это? Нужно ощущать внутренний мир зрителя, считывать его по глазам, по улыбкам, по жестам.
Шарлотта умеет создавать волшебство! Показывая фокус, она распыляла в пространстве блёстки. Они летали по камерной локации практически до самого финала. Зрители затягивались в её мир: изображали барабанную дробь, были ассистентами на показах фокусов, танцевали, снимали лампочку с плафона, отвечали, почему им не нравилось в школе. Задаёт вопрос: «Кто будет читать великого Гёте наизусть?». Мало кто сможет сделать это… И тут доктор филологических наук Малыгин Виктор Трофимович в оригинале читает Гёте! Поразительно! Актриса возвращается к импровизации, ибо эта сцена каждый раз будет несхожей.
И хочется сказать, что Шарлотта клоунесса, которая дарит праздник людям! Её стиль – это жёлтые шаровары, чёрный фрак и шапочка с перьями. Фокусы перестали у неё получаться, когда она потеряла ребёнка. Тогда она превратилась в шарлатанку – это тот же цирк, только наизнанку. Лучший медиум Парижа могла утверждать: «Любовь Андреевна, Вас ждёт мрак! Имение продаётся!». Её никто не ждёт. Ей некуда спешить. Паспорта нет. Есть бутылка вина. У каждого своё счастье. Шарлотта пришла на эту землю не просто так: она уникальна. Имея собственный жизненный опыт, который был отнюдь не радостным, она могла показывать фокусы на основе пережитого… Миссия – дарить счастье другим. А её счастье – это игра...
Луганова Аня