ЭКСПРЕСС-ХРОНИКИ
ФЕСТИВАЛЯ ФЕСТИВАЛЕЙ «У ЗОЛОТЫХ ВОРОТ»
ДЕНЬ ПЯТЫЙ
20 сентября
Утро. Владимирские театралы и гости фестиваля, ожидавшие долгожданной встречи с ведущим шекспироведом, профессором А.В. Бартошевичем, взамен лекции о Шекспире так и не приехавшего из-за болезни Алексея Вадимовича услышали блистательное во всех отношениях выступление Нины Зиновьевны МАЗУР, члена жюри и экспертного совета нашего форума, директора многих международных фестивалей, талантливейшего театрального критика, драматурга… Темой сообщения стал современный, НОВЕЙШИЙ немецкий театр, направления развития режиссуры и рассказ о конкретных немецких режиссерах-«авангардистах».
День.
Лионель Гольштейн
«Halpern&Johnson»
Лирическая комедия в двух действиях
Спектакль – дипломант XI Международного театрального фестиваля «Добрый театр» 2012 г. в номинации «Лучшая режиссура» и номинант Высшей премии Санкт-Петербурга «Золотой софит».
На сцене владимирского ГДК петербургский «Наш театр» показал спектакль своего художественного руководителя, главного режиссера, заслуженного артиста РФ Льва Яковлевича Стукалова «Halpern&Johnson» по пьесе современного драматурга Лионеля Гольштейна.
Безусловно, это истинный подарок и радость фестиваля. Думаю, зрители этого спектакля меня охотно поддержат. Превосходная, остроумная и просто умная пьеса, виртуозная постановка, талантливая работа актеров – залуженного артиста РФ Дмитрия Лебедева (Давид) и Сергея Романюка (Эдуард) превратили камерную историю на кладбище, после похорон некой Флоранс Гальперн, пожилой супруги пожилого джентльмена, в яркую и пронзительную историю жизни не просто трех чрезвычайно интересных людей… – получилась объёмная и человечная картина жизни целого Поколения!
Давид Гальперн прожил со своей Фло пятьдесят лет в любви и согласии. И не знал, что все эти годы ее связывали нежные и верные узы с другом ее юности Эдуардом Джонсоном! УЗЫ ДРУЖБЫ! Эдуарда Джонсона Флоранс встретила в семнадцать лет, и три года они были вместе. Но потом в ее мир явился Давид. И Эдуард на всю жизнь получил право лишь на дружбу, судя по всему – трепетно нежную, чуткую и самоотверженную. Каково вдовцу в первые дни невыносимой скорби услышать эту новость?! Думаю, не всякий пережил бы ситуацию с тем пониманием, юмором и стойкостью, которые в конце концов проявил мистер Гальперн. Впрочем, возможно всё дело в том, как человечески изумителен, прекрасен оказался мистер Джонсон?
История этих двух одновременно осиротевших стариков, парадоксально и неожиданно обретших дружбу и родство душ друг друга – прекрасная ода любви, верности, жизни и вечной юности души. Абсолютно лишенная дешевой сентиментальности, «почти смешная история» Л. Гольштейна в постановке Льва Стукалова, на мой взгляд, – прекрасный подарок для зрителей любого возраста, поскольку в ней присутствует Главная Мудрость Земли, о которой земляне так часто забывают. Особенно в наши тревожные дни. Толерантность! Сухое, казалось бы, «казённое» слово, но если вернуться к первоистокам?..
В заключение хотелось бы искренне восхититься и музыкой к спектаклю (использовалась музыка Родиона Щедрина-Жоржа Бизе), и работой художника Марины Еремичевой.
«Любовный треугольник без одной стороны, две прямые, устремленные в вечность» - так образно анонсировал театр свою постановку. Не знаю, насколько точна предложенная геометрия в передаче идеи постановки, но то, что разговор о Вечности может быть прекрасным, нежным и даже радостно-светлым, - убедили!.. Успеха спектаклю! И огромное зрительское спасибо.
Вечер.
А.Н. Островский
БЕСПРИДАННИЦА
Театр «Драма номер три» (г. Каменск-Уральский)
Постановка московского режиссера Артемия Николаева – пример тяготения к эстетическому совершенству, к четкости режиссерской мысли.
Спектакль густо наполнен отчетливо читающимися метафорами и приближен к принципу: «Всё со сцены должно выглядеть белоснежно». То, что постановщик по первому образованию и, вероятно, по натуре - человек музыкального склада, отразилось на спектакле в первую очередь внешне. Белоснежная сценография, белоснежные костюмы московского художника Анны Фёдоровой четко сопряжены с миром музыки. Белоснежный мост с перилами из «струн моей души», где под кружевным белоснежным зонтиком проплывает Прекрасная дама, пылко общающаяся с Прекрасным Принцем (брутальный Паратов з.а. РФ Вячеслава Соловиченко залихватски, молодцевато носит брюки своего белоснежного костюма заправленными в сапоги – всё-таки пароходчик, «рабочая закалка!)))… Пианино у портала, контрабас – как образ неприкаянной, но изящной души Ларисы Огудаловой… Души, на которой неумело пытаются играть (поскрипеть смычком, пощипать «пиццикато») соревнующиеся за обладание этим сокровищем циники-купцы Кнуров и Вожеватов. Или которую сама Лариса тщетно спешит наглухо забить гвоздями с белоснежном же шкафу-ящике-футляре…
Актеры мило и выразительно общаются с белоснежной мебелью, с выразительной дверью и т.д. – материализуя в перестановках, падениях и поворотах ее свою истинную гамму чувств. И потому заинтригованный этой многообещающей белизной наивно ждешь, что вот-вот из-под пальцев исполнителей или из уст Ларисы польется дивной красоты мелодия и завораживающие звуки. Но исполнители ролей (даже цыган Илья!) почему-то инструментами не владеют и петь не умеют. Красивая задумка, красивый рисунок. И – красивый спектакль, увиденный на видео, - в условиях владимирской сцены почему-то подернулся даже не инеем, а толстеньким ледком, отчетливо хрустящим, когда Паратов-Соловиченко пытался всё-таки его сломить. Темпо-ритмически спектакль почти застыл, энергия ушла. Стали еще отчетливей заметны избыточная, одноплановость и визгливая манерность в исполнении Хариты Игнатьевны (з.а. РФ Лариса Комаленкова) и неожиданно настойчивый местичковый говор Ларисы (Инга Матис), а шикарная, пышно-респектабельная фактурность Мокия Пармёныча Кнурова оказалась совершенно для нас неподдержана тембром голоса (либо решением речевой характеристики?) Геннадия Ильина. Вероятно, и футболка под пиджаком Васи Вожеватова, очень убедительно и темпераментно сыгранного Максимом Цыганковым – тоже не из решения спектакля, а некий просмотренный постановщиками экспромт? Небесспорно, но с богатой выдумкой и изящно воплощен в спектакле образ бродячего актера-комика Робинзона (Владимир Скрябин). А вот о трактовке образа Карандышева (Иван Шмаков) хотелось бы поспорить и попенять режиссеру за однозначность решения. Поскольку когда Карандышев вызывает противоречивые чувства: то отвращение, то жалость, то абсолютную симпатию, - тогда и постановке этой драмы добавляется объема…
Короче говоря, «белоснежная» заданность, призванная пленять, на этот раз стала увеличительной лупой к просчетам.
Думается, что красивая история Ларисы Огудаловой и ее несбыточной любви всё-таки продолжит звучать и совершенствоваться. Побед и талантливых открытий молодому «Театру номер три» и молодому, самобытному, ищущему режиссеру Артемию Николаеву!
Экс-пресс-летописец Тина ЭЛТОНС