ЭКСПРЕСС-ХРОНИКИ
ФЕСТИВАЛЯ ФЕСТИВАЛЕЙ «У ЗОЛОТЫХ ВОРОТ»
ДЕНЬ ШЕСТОЙ
21 сентября, воскресенье
Ф.М. Достоевский
«Н.Ф.Б. (Настасья Филипповна Барашкова)»
Движение в пространстве романа «Идиот»
Камерная сцена (ГДК, ул. Горького, 54)
Воскресный день выдался и впрямь выдающийся.
Сумасшедший выдался денёк!
Разумеется, в хорошем творческом смысле слова.
Дневной спектакль по мотивам романа Достоевского «Идиот» продолжил серию остро-психо-логических постановок, начатых с «Беккета» Кемеровского театра и «Хальперна и Джонсона» петербургского «Нашего театра». И, разумеется, превзошел своих предшественников по дерзости эксперимента: если постановки кемеровцев и петербуржцев основывались на конкретных пьесах, пусть даже – и театра абсурда, но с довольно-таки реалистической мотивацией, то в новгородском спектакле режиссер предложил своего рода психоделический эксперимент, как он сам выразился – «выжимку» из романа «Идиот», сконцентрированную в событиях любовного треугольника: князь Мышкин (Ян Цыбульский) – Настасья Филипповна (Анна Кондрашина) – Рогожин (Ярослав Янковский). В спектакле заняты всего три актера, создающие эти центральные образы! Но логика и наполненность романа при этом сохранены. Драматургическая композиция использует тексты Достоевского, а градус накала событий, жанровая окраска, арсенал выразительных средств (пластический элемент зачастую довлеет над словом, хотя уважение к тексту Достоевского – предельное!) – «крайняя степень трагифарса»…Трое обаятельных и искренних молодых исполнителей, повергая публику в гипнотический шок, материализуют поток сознания князя Мышкина, для которого реальные события тесно сопряжены с болезненным бредом, и его впечатление от реальных людей и событий окрашено густой материализацией чувств, впечатлений, желаний, ассоциаций. Главное, что спектакль находит своего зрителя. Фестивальная публика приняла его в высшей степени потрясённо-благодарно. И это логично: недаром на фестивале им. Ф.М. Достоевского в Новгороде спектакль «Н.Ф.Б.» получил сразу две награды – «За лучшую режиссуру» и «За лучший спектакль»!
Христо Бойчев
ПОЛКОВНИК-ПТИЦА
*По итогам 28-го фестиваля «Липецкие театральные встречи» спектакль Сергея Бобровского «Полковник-птица» был удостоен двух призов: за лучшую режиссуру и за лучшую мужскую роль (Максим Дмитроченков).
*На фестивале «Новая болгарская драма» липецкий спектакль стал обладателем премии «Лучший иностранный спектакль».
*А десятилетием ранее пьеса «Полковник птица”стала победителем в международном конкурсе Британского Совета (The British Council) -1997. Приз собственоручно вручил Харольд Пинтер в Королевском Национальном Театре, Лондон. Пьеса выдержала более 40 постановок, поставлена более чем в 30 стран мира.
Но спектакль Липецкого театра сам автор называет лучшим (а я рискнул бы назвать его на сегодняшний день лучшим спектаклем фестиваля)!
В пьесе гениального болгарского драматурга (не побоюсь «высокопарности») Христо Бойчева емко воссоздана модель сегодняшнего безумного мира с непрекращающимися войнами. Особенно актуален спектакль сегодня, когда вся планета в течение нескольких месяцев пребывает в состоянии гигантской психушки с синдромами официальной глухоты, слепоты, немоты, безумной агрессивности, патологической лживости или недееспособности…
«Но война здесь не только калечит, но и лечит», - написано в аннотации одного из театров, ранее, чем Липецкий театр, поставившего «Полковника-птицу». Разумеется, – не война, а гуманизм и честный профессионализм: бывший кадровый военный, наученный выживать не просто в экстремальной обстановке, а в условиях настоящего ада, приводит маленький кусочек обезумевшей планеты Земля к относительной ремиссии)).
В заброшенную психиатрическую клинику на границе между двумя балканскими странами приезжает новый доктор и оказывается лицом к лицу с необходимостью лечить и поддерживать человеческое состояние здешних пациентов. Он как бы Лицо от Театра (Дмитрий Гусев), эпический элемент здесь очень доверительный и тонкий. Есть подозрение, что вся эта полуфантастическая история – всё-таки плод богатого воображения или смятенного сознания молодого врача, пережившего предельное потрясение в заброшенной в горах психушке, расположенной в развалинах монастыря, да еще и в условиях войны.
Как и в знаменитом романе Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки», пациенты оказываются благороднее здоровых, а главным романтиком среди них становится самый безнадежный поначалу пациент, буквально восставший из мертвых – русский полковник Фетисов (Максим Дмитроченков), потерявший в балканской войне всю семью и впавший в бездонную депрессию, неподвижность и молчание на много лет. Во время грозы военный самолет по ошибке сбрасывает на их территорию продовольствие и военную форму для солдат ООН. И в бывшем командире автоматически включается воля к действию: он резко «включается», поскрипывая поначалу, как заржавевший механизм, быстро устанавливает в стенах больницы армейскую дисциплину, налаживает быт, помогает «коллегам» выкарабкаться из недугов. Настоящий командир – отец солдатам (имел возможность в этой аксиоме убедиться лично)! Поэтому неудивительно, что под влиянием Фетисова у пациентов клиники уходят фобии, патологии, возвращается слух и даже клептомания начинает служить для всеобщего блага.
План полковника – двигаться через фронты и границы в Страсбург, в расположение командования миротворческих войск ООН! Свою петицию они отправили птичьей почтой. За неимением голубей, прибегли к помощи мудрых ворон)). И ведь дошли психи, практически беспрепятственно, за пять дней – через пять границ. Естественно, в итоге - всё безнадежно. Зато как актуально…
Необыкновенно талантливый, смешной и трогательный спектакль. Превосходные актерские работы. Все абсолютно. Такая вот очередная «попытка полёта». Удачная без оговорок. Безумная. Созидательная.
Экспресс-хроникёр Антон ГОРЮНОВ