АКИНИНА Людмила Алексеевна (1 сентября 1944 - 23 октября 2017) Заслуженная артистка РФ (29.07.1980 год).
Лауреат областной премии им. Евгения Евстигнеева (март 2014 год).
«ДВА БИЛЕТА ДО ВЛАДИМИРА» - так назывался знаменитый спектакль Владимирского театра драмы, поставленный по пьесе Эмиля Брагинского «Игра воображения». Он сыгран рекордное количество раз – более 300 — и долгие годы был бессменной визитной карточкой театра. Его феноменальному успеху способствовал, безусловно, на редкость обаятельный актерский дуэт. Для актерской супружеской четы – заслуженных артистов России Людмилы Акининой и Александра Чубченко само это название оказалось судьбоносным. Как, впрочем, и те два билета до Владимира,которые в 1971 году, по окончании Омского филиала Школы-студии МХАТ приобрела успешная актерская чета из Оренбурга. Два билета, которые определили всю их дальнейшую судьбу. Во многом эти два билета оказались судьбоносными и для Владимирского академического театра драмы.О Людмиле Алексеевне Акининой было написано немало. Особенно в 70-80-е годы, когда она блистала в ролях молодых современниц и колоритных героинь из пьес о веках минувших. Для кого-то встреча с этой актрисой,знакомство с ее работами на сцене нашего театра оказались счастливым знаком– знаком любви к Театру вообще.Природа щедро одарила Людмилу Акинину яркой, экзотической красотой,грацией, изяществом, женственностью, музыкальностью, обаянием, талантом.Неудивительно, что большинство созданных ею героинь – феерические создания.Уже с первых же ролей на Владимирской сцене молодая актриса легко и органично заняла лидирующее положение в труппе. Её юные героини - Каролав музыкальной комедии «Проснись и пой» по пьесе М.Дьярфаша, Анна в драме Ивана Франко «Украденное счастье», Виктоша в «Сказках старого Арбата»А.Арбузова, Соня Гурвич - «А зори здесь тихие»Б.Васильева таили в себе не что уникальное, сразу и надолго запоминающееся. Возможно, парадоксальное и пленительное сочетание насмешливости и романтичности? Более ста ролей на счету актрисы — самых разноплановых.Самое яркое первое впечатление от встречи с ней лично у меня связано с ее поистине коронной ролью на Владимирской сцене – ролью графини Юльки из пьесы А.В. Луначарского «Медвежья свадьба». Спектакль был поставлен легендарным режиссером Владиславом Пази и запомнился не только талантливым воплощением интригующего детективно-мистического сюжета,заимствованного Луначарским из новеллы Проспера Мериме «Локис», но и галереей уникальных характеров и образов. Одним из таких дивных созданий,их эпицентром была озорная, остроумная, неотразимая юная графиня Юлька Людмилы Акининой.Не менее азартно в том же сезоне сыграла она грациозную, доверчивую,мудро-бесхитростную Золушку в сказке Е.Шварца, противоречивую,мятущуюся Валю в «Иркутской истории» А.Арбузова... Волшебную,чарующую Ларису в «Двух билетах до Владимира».
Потом вереницей пошли роли сильных, страстных, наверное, даже роковых героинь – самоотверженная и отважная комсомолка Аля Батюнина в«Молве» А. Салынского, Клотильда де Морель в «Милом друге» Ги де Мопассана, Катерина Измайлова в «Леди Макбет Мценского уезда» по очерку Н. Лескова, Жаклина в «Подсвечнике» Альфреда де Мюссе, Комиссар в«Оптимистической трагедии» Вс. Вишневского, загадочная, харизматичная Вера в камерном спектакле «Колокола» по пьесе Г. Мамлина, мудрая театральная прима и верная жена Эстер в «Священных чудовищах» Жана Кокто, страдающая и прекрасная Кручинина в драме Островского «Без вины виноватые», вдова Иоанна Грозного Мария Нагая в масштабном историческом спектакле «Смута» по трилогии А.К. Толстого. Параллельно с образами,исполненными пленительной женственности, Людмила Акинина талантливо преображалась в острохарактерных ролях, где на смену немолодой портовой проститутке Марти Оуэн, с неожиданной для Акининой тяжёлой походкой и хриплым голосом - из «Анны Кристи» Юджина О’Нила являлся зловещий образ роскошной Матильды фон Цанд, врача-психиатра, владелицы клиники в драме Фридриха Дюрренматта «Физики», или мощнейший царедворец –герцогиня Альбукерская, задающая суровый тон всей атмосфере испанского двора, - в драме Виктора Гюго «Рюи Блаз». Яркие комедийные,острохарактерные, возрастные роли (княгиня Тугоуховская в «Горе от ума» А.С.Грибоедова, Сваха в «Женитьбе» Н.В. Гоголя, боярыня Нардын-Нащокина в «В комедии о Фроле Скабееве» Дм. Аверкиева, разухабистая полковница Фарпухина в «Дядюшкином сне» по повести Ф.М. Достоевского) удивительно контрастируют и сочетаются у нее с прелестными характерами пожилых мудрых, по-особому уютных леди. Это искрометно остроумная, словно жонглирующая солнечными лучами, миссис Хиггинс в «Пигмалионе» Бернарда Шоу, нежная, лиричная Андула из ностальгической мелодрамы «Это было недавно» Иржи Губача, предприимчивая, практичная и неунывающая Надежда Андреевна в «Подруге жизни» Льва Корсунского, дальновидная и прямодушная Мелия «Господин, который платит» Ива Жамиака, благородная,самоотверженная Вера Ивановна из «Владимирской площади» Людмилы Разумовской.Семья Чубченко -Акининой – заслуженная трижды, поскольку это почетное актерское звание Людмила Алексеевна носила в верной и дружной компании с мужем - лауреатом областных премий имени Е.А. Евстигнеева и «Триумф»,актером и режиссером, заслуженным артистом РФ Александром Ефремовичем Чубченко (1940-2023) и с сыном, ведущим актером МХАТ им. Горького,заслуженным артистом РФ Андреем Чубченко.А итоговой ролью актрисы была и осталась чудачка-альтруистка, чье простодушие способно было обезоружить самых отъявленных мошенников –Памела Кронки из трагикомедии «Дорогая Памела, или Как нам пришить старушку» Джона Патрика – спектакля, который, кстати, прожил в репертуаре театра почти десятилетие, обучая зрителей науке Доброты:«несмотря ни на что – любить ближнего из последних сил»! ЛТН