Народный артист РФ, лауреат премии Правительства РФ им. Ф. Волкова и областной премии им. Е. Евстигнеева, обладатель Областной премии в области культуры, искусства и литературы за 2016 год.
Народный артист РФ Николай ГОРОХОВ - победитель в номинации "Лучшая мужская роль" на XII Международном театральном фестивале «Священная Муза-2015», Монголия, г. Улан-Батор
Выпускник школы-студии МХАТ, Николай Анатольевич Горохов работает во Владимирском областном театре драмы им. А. В. Луначарского с 1978 года.
Колоритные внешние данные, могучий голос великолепной тембровой («бархатной») окраски, музыкальность, мощный темперамент, гибкая актёрская природа и отличная актёрская техника дают ему возможность с равным успехом играть в спектаклях самых разных жанров, от драм и трагедий до комедий и водевилей.
За время работы во владимирском театре Николаем Гороховым создано более сотни самых разнообразных образов и характеров. Многие из этих ролей являются крупнейшими ролями мирового репертуара. Среди них – Борис Годунов в спектакле «Смута» по трилогии А. К. Толстого, доктор Астров в «Дяде Ване» и Гаев в «Вишневом саде» А. П. Чехова; Фамусов в «Горе от ума» А. С. Грибоедова, президент в драме Ф. Шиллера «Коварство и любовь», Ленни в драме Д. Стейнбека «О мышах и людях», Сальери в «Маленьких трагедиях» А. С. Пушкина (спектакль «Житие Александра Болдинского»), Василий Фивейский в спектакле «Жизнь Василия Фивейского» по Леониду Андрееву, профессор Хиггинс в «Пигмалионе» Б. Шоу, Савва Васильков в комедии А. Н. Островского «Бешеные деньги» (эта работа артиста отмечена дипломами «За лучшую мужскую роль» на двух театральных фестивалях – в Калуге в 2005 г. и в Орле в 2008 г.); Кречинский в «Свадьбе Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина, брат Лоренцо в «Ромео и Джульетте» У. Шекспира, старый князь Пантиашвили в «Хануме» А. Цагарели и множество других.
Логичным итогом этого триумфального актёрского пути можно считать роль короля Лира, которую артисту посчастливилось сыграть в неоднозначной, но уж точно незаурядной постановке известного литовского режиссёра Линаса Зайкаускаса. Масштаб личности, социальная активность, жизненный опыт, мудрость артиста – всё это оказалось востребованным при создании сложнейшего, титанического характера Лира. Можно спорить по поводу трактовки пьесы и конкретно образа короля, но то, что это глобальная работа, потрясающая глубиной, мощью страстей и пронзительной искренностью, – объективная истина.
Н. А. Горохова всегда отличали неиссякаемая энергия, не только творческая, но и общественная, мощный общественный темперамент и незаурядные организаторские способности. В период с 1984 по 1993 гг. он трижды избирался депутатом Владимирского совета народных депутатов, был председателем комиссии по депутатской этике. С 1991 года он является вице-президентом Владимирского отделения РАН, с 1993 года – председателем Владимирского отделения Союза театральных деятелей (СТД) РФ, с 1995 г. – председателем Ассоциации творческих союзов области. В 2001 г. избирался секретарем СТД РФ.
Труд и талант Н. А. Горохова заслуженно отмечен различными областными и правительственными наградами. Среди них – премия Правительства РФ имени Фёдора Волкова (2005 г.), областная премия «За особый вклад в развитие театрального искусства» им. Е. Евстигнеева; областная премия «Триумф», медаль «За трудовую доблесть», премии Владимирского обкома ВЛКСМ, СТД РФ, серебряная медаль СТД РФ «За большой вклад в сохранение и развитие театрального искусства России», премия Владимирского отделения ВТО им. Н. Короткова и др. Н. А. Горохов – неоднократный обладатель приза зрительских симпатий, самой демократичной, а потому самой дорогой для владимирских служителей Мельпомены премии.
И все же главный итог успешной творческой и общественной деятельности Николая Горохова – это созданный им театр-студия, возникший первоначально как экспериментальный актёрский курс на базе Владимирского областного колледжа культуры и искусства (ВОККИ). И до 2002 года Н. А. Горохов давно и успешно занимался педагогической деятельностью. Он был доцентом, затем профессором Владимирского государственного педагогического (ныне гуманитарного) университета. В 2002 году, по решению главы администрации области, в ВОККИ был набран первый актёрский курс, возглавить который было поручено Горохову. И с этого времени началась новая страница в жизни артиста. К воспитанию будущих актёров им были привлечены не только владимирские профессионалы-педагоги, но ведущие преподаватели школы-студии МХАТ (профессор В. В. Мархасёв, доцент В. С. Кузнецов), студийцам сразу посчастливилось работать с прекрасными режиссёрами-педагогами – сначала в колледже, потом в театре (В. В. Белякин, А. А. Огарёв, В. С. Петров, С. А. Морозов и др.).
Программа актёрского мастерства, сценической речи, сценического движения и другие дисциплины тоже очень отличались от традиционных программ ВОККИ. Так постепенно, вопреки иным пессимистическим прогнозам, формировалась своя, «владимирская», актёрская школа, основой которой было духовное начало, высокое понятие нравственности, веры. Эталон – русская психологическая школа. Но и в сценической технике художественный руководитель студии проявил себя как яростный максималист. Вокал, хореграфия, сценический бой, акробатика… Всё это преподавалось всерьёз и теперь приносит достойные плоды. Сейчас уже два выпуска актёрского курса прошли обучение в ВОККИ и получают высшее образование на бакалавриате и в магистратуре Владимирского гуманитарного университета. При этом они плотно заняты в репертуаре академического театра драмы, в труппу которого зачислены сразу по окончанию ВОККИ. Два спектакля студии, возникшие как курсовые работы 3-го и 4-го годов обучения, позднее вошедшие в репертуар академического театра, – «Власть тьмы» и «Мужчина и женщина» – лауреаты и дипломанты солидных театральных фестивалей, обладатели престижных наград.
Но это всё – тема для отдельного развёрнутого «досье».
Завершая характеристику народного артиста России Николая Горохова добавим лишь, что масштабным личностям, подобным Николаю Анатольевичу, невыносимо тесно в узком провинциальном мирке. Именно такими вот неугомонными непоседами и созидается наша культура, наша Россия. Порой «избыток популярности» того, кто кажется равным, страшно раздражает обывателя.
Ценность личности измерит история.
Однако хорошо, когда достойному воздаётся по заслугам при жизни.