Лучший региональный театр России Звезда театрала 2023 Лауреат премии «Звезда театрала»

У Золотых ворот 2012

В этот день Владимирский академический театр драмы им. А. В. Луначарского проводил в последний путь лауреата премии им. Е. Евстигнеева, заслуженного артиста России Григория Сергеевича ШЕВЧЕНКО (1936-2010 гг.), тридцать лет самоотверженного и вдохновенного  труда отдавшего владимирской сцене.
Старшее поколение владимирских театралов помнит, как ярко в 80-е годы заслуженные артисты РФ Григорий Шевченко и Татьяна Евдокимова украсили творческую палитру театра своими взрывными темпераментами, музыкальностью, шармом и элегантностью!..
Творческий диапазон  Г.С.Шевченко был чрезвычайно широк. Среди его поистине легендарных ролей  - царь Иоанн Грозный в спектакле «Василиса Мелентьева» по пьесе А.Н.Островского, где артисту удалось раскрыть глубокий трагизм личности прославившегося деспотичностью и жестокостью монарха. Не менее психологически сложными были характеры Креона в «Антигоне» Ж.Ануя и епископа Шаррона в «Мольере» М.Булгакова.
Он в совершенстве владел всем арсеналом комедийных  и сатирических средств выразительности. И в этой галерее образов для нынешнего поколения зрителей особо памятными останутся блистательные актерские дуэты Григория Сергеевича  с его супругой, заслуженной артисткой РФ Т.И.Евдокимовой в комедиях «Без меня меня женили» Ф.Крёца и, конечно, в популярнейшем спектакле 80-х «Филумена Мартурано» Э.де Филиппо. Незабываемы и  его жених-бодрячок Анучкин в «Женитьбе» Н.В.Гоголя, непотопляемый князь Кучумов в комедии «Бешеные деньги» А.Н.Островского, дон Педро в спектакле «С любовью не шутят» по П.Кальдерону, Генерал в «Корсиканке» И.Губача, сеньор Ролдон в «Дикаре» А.Касоны и великолепный, солнечный, самоотверженный Бедя из смешной и пронзительно печальной мелодрамы про старичков-бывших одноклассников  «ЭТО БЫЛО НЕДАВНО» по пьесе Иржи Губача…
Выражаем глубочайшее соболезнование супруге Григория Сергеевича, его верной соратнице, нежнейшей спутнице жизни и лучшей партнерше по сцене  - заслуженной артистке России Татьяне Ивановне Евдокимой.
Светлая память о Григории Сергеевиче Шевченко, замечательном Артисте и добром, интеллигентном, остроумном, Очень Красивом Человеке навсегда останется в наших сердцах…

*            *          *

Днем в Областном Доме работников искусств жюри фестиваля продолжило свою работу в Конкурсе на лучший фестиваль России. Итоги будут подведены 26 сентября в 20.00 на ТОРЖЕСТВЕННОМ ЗАКРЫТИИ форума «У Золотых ворот-2010».

Насыщенная утренняя программа фестиваля, традиционными моментами которой являются  обсуждения критиками-членами жюри конкурсных спектаклей предыдущего дня, предусматривает и  иные глобальные события, первым из которых был научно-практический симпозиум "Театр России. Исследования. Опыт. Новации" (20-21 сентября).
В нем приняли участие ведущие ученые, теоретики и практики театрального дела  из Москвы, Санкт-Петербурга, Тюмени и Владимира: профессор РАТИ, гендиректор  Высшей школы деятелей сценического искусства  Г.Г.Дадамян,  директор Российского Института истории искусств Т.А.Клявина (Санкт-Петербург),  ген.директор Творческо-координационного центра "ТЕАТР-ИНФОРМ" О.В.Сенаторова (Москва),  профессор МГППУ и Государственной академии  славянской культуры А.В.Каменец (Москва), художественный руководитель Молодежного экспериментального шекспировского театра А.Л.Ушаков (Тюмень), доцент Российского государственного гуманитарного университета Г.А.Сокур, ст.научный сотрудник Государственного института искусствознания Е.И.Стрельцова, представители профессорско-преподавательского состава ВГГУ во  главе с ректором  В.Т.Малыгиным. В результате мы оказались свидетелями увлекательного разговора о новейших  тенденциях, открытиях и проблемах  современного отечественного театра.

24-25 сентября в рамках фестиваля осуществляется программа подведения итогов  Конкурса на лучший российский фестиваль (место проведения ОДРИ).
Сейчас в стране около двухсот больших и малых театральных фестивалей – как в Москве, в Санкт-Петербурге, так и в  провинциальных городах, где театральному искусству уделяется серьезное внимание.
Подобный конкурс в России  проводится ВПЕРВЫЕ.  И впредь он  будет проходить свой завершающий этап  во время фестиваля "У Золотых ворот" с соответствующей нашему фестивалю периодичностью - раз в два года. Итоги нынешнего конкурса-2010  будут обнародованы на Торжественном закрытии форума "У Золотых ворот" 26 сентября. Фестиваль-победитель (равно как и спектакль-победитель) станет обладателем Почетного приза фестиваля "У Золотых ворот" – Хрустальной Шапки Мономаха!


23 сентября
утреннюю программу фестиваля фестивалей  дополнила ПРЕЗЕНТАЦИЯ КНИГИ ЛЬВА ПРОТАЛИНА (трагически рано ушедшего из жизни Валерия Ильича КАНАХИНА, 20 лет возглавлявшего литературно-драматургическую часть Владимирского театра драмы).
Книга издана в издательстве "Фолиант", благодаря  усилиям вдовы драматурга Т.С.Джулай и глобальному содействию генерального директора академического театра драмы  Б.Г.Гунина.  Это изящный, великолепно оформленный сборник пьес Льва Проталина,  иллюстрированный фотографиями из семейного архива со сценами из спектаклей и фильмов по пьесам и сценариям Валерия Ильича, с трогательной и мудрой вступительной статьей, искренними и светлыми воспоминаниями друзей и коллег.
Семь пьес Льва Проталина - разных жанров и тематики, милых, светлых, наполненных лирикой и юмором, безусловно, доставят удовольствие не только профессионалам, но широкому кругу читателей. Приобрести сборник можно во Владимирском театре драмы им. А. В. Луначарского.
Тираж ограничен.

23 сентября 2010 г.

Коми-Пермяцкий Национальный драматический театр им. М.Горького (г. Кудымкар)

Н.Коляда "УЙДИ-УЙДИ"
(Спектакль – лауреат фестиваля "Коляда-plays"в Екатеринбурге,
Гран-при фестиваля театров  малых народов в Лысьве )

Постановка лауреата премии Пермского края

в сфере культуры и искусства Станислава МЕЩАНГИНА

Сценография Василия БРАЖКИНА

…Отношение к драматургии Николая Коляды в  России  всегда было неоднозначным. За Уралом – он пророк, оракул, глава новой драматургической школы, чьи недавние ученики – уже популярные, известные драматурги. Актер, режиссер, драматург, руководитель собственного театра "Коляда-театр" и фестиваля "Коляда-plays", харизматичная личность а"ля Ренессанс…
Для Москвы же  и других "социально благополучных" регионов ( и нашего, по всей видимости – и слава Богу!! - тоже) его звенящие болью темы сострадания к неприкаянности, тотальной неустроенности и "несчастливости" простого работяги, маленького человека –  реалии чудовищных 90-х, о которых вспоминаем с содроганием, как страшный сон…
Ан нет. В основном-то Россия продолжает жить тяжело, натужно, небогато. Причем, это нищета уже больше не материальная, а духовная. Что страшней многократно:
"Из всей новой драмы уральская школа, пожалуй, единственная, кто наследует все лучшие традиции русской классической драматургии: интерес к маленькому человеку, психологичность, самобытный язык. Человек пытается противостоять обстоятельствам, не бунтуя против миропорядка в целом"...
Учитывая, что спектакль гостей рассчитан на камерную сцену, опустим то обстоятельство, что большая часть текста не была услышана зрителями. Оно, может, и к лучшему, поскольку ненормативная лексика  "не особо приветствовалась" на сцене Владимирского академического театра – даже в 90-х.  Зато органика актеров из Кудымкара, достоверность грима и бытовых деталей  настолько безукоризненны, что и перед спектаклем заглянувшие за кулисы тележурналисты в первые минуты общения чуть было не усомнились, что имеют дело именно с актерами(!)… Да и многих зрителей эта "всамделишность" покорила с первых же мгновений. Заметим, однако, что отсутствие в сценографии  хотя бы намека на образность ощутимо снижает общее впечатление от спектакля (для искушенных зрителей, говоримся сразу). Но, по всей вероятности, это традиционная эстетика театра. В Кудымкаре  иной пока и не хотят…
В спектакле Станислава Мещангина , бесспорно, отличный актерский ансамбль. Все типажи точно найдены, это почти архетипы современной России, но при этом играются характеры, каждый со своей болью и своей бедой. Солдатик Евгений, претендующий на убогую Людмилину жилплощадь, в исполнении Александра Федосеева - парень без корней, но изо всех сил он хочет эти корни пустить тут же,   сейчас же. Общедоступно-тоскующая Анжелика, дочь Людмилы  (Марина Бенцал) с таким же синяком, как у  матери, только на другой щеке и несчастный брачный аферист Валентин (заслуженный артист РФ Василий Макатерский), столетняя Марксина,  упоенно "пищащая" игрушкой "уйди-уйди", подаренной гостем-соискателем невест (Альбина Крохалева), и дочка ее, вечно пьяная Энгельсина (Вероника Чугайнова), напичканная советскими песнями, — все они живые, сегодняшние, из самых  низов российской жизни.
Но, конечно, главная фигура здесь — Людмила. Заслуженная артистка РФ  Валентина Мещангина играет ее с замечательным юмором, с куражом. Ее эксцентика граничит с надбытностью. И потому будоражит эстетическое чувство,  несмотря на неприглядность происходящего.  Громада текста выпаливается, выкрикивается. Противников она колет вилами,  лупит лопатой, закидывает картошкой, как гранатами. Безмерные монологи, состоящие из песенных цитат,  сквернословия, каких-то ежедневных заклинаний, — все это проходное. Главное возникает поверх текста: задавленное рыдание, которое прорывается только однажды в ночном монологе о счастье. Она смотрит невидящими глазами в зрительный зал и кричит… об одиночестве, о безысходной женской тоске. Почти не соображая, задыхаясь от слез.
Так кричат женщины в родах. Но родовая боль благодатна. А здесь возникает чувство огромной беды, которую не одолеть. И у каждого есть такая минута в спектакле. Общая бездомность, общая одинокость, попытка зацепиться хоть за кого-нибудь, чтобы не потонуть. Да-да!  Тоска по лучшей жизни!..  Вот как сегодня  прорастает СВЕРХЗАДАЧА легендарных мхатовских «Трех сестер»…

20 сентября

Санкт-Петербургский Государственный театр юных зрителей им. А.А.Брянцева.
Спектакль «СТАРОСВЕТСКИЕ ПОМЕЩИКИ»

"Какая, в сущности, смешная вышла жизнь,
Но что же может быть красивее,
Чем сидеть на облаке и, свесив ножки вниз,
Друг друга называть по имени?.."

Четвертый день фестиваля "У Золотых ворот" открылся Всероссийским открытым научно-практическим симпозиумом "Театр России. Исследования. Опыт. Новации", а завершился спектаклем Санкт-Петербургского ТЮЗа "Старосветские помещики".  Инсценировка гоголевской повести, принадлежащая Георгию Васильеву, сделана с нечастым по нынешним временам любовным отношением к классике. При всей свободе современного театрального языка его спектакля. Спектакля, в котором сопрягаются символическая обобщенность, игра метафорами, лирика, ирония, очаровательное озорство, глубинный драматизм. Главное же тут — проникновение «через актера» в душевный мир человека.

У режиссера достойные союзники. Художник Эмиль Капелюш, композитор Валерий Пигузов, художник по костюмам Ирина Долгова, Елена Маркова — сценическое движение, художник по свету Евгений Гинзбург. И, конечно же, актеры — замечательные мастера, народные артисты России Ирина Соколова, Валерий Дьяченко и рядом с ними молодой Борис Ивушин. Спектакль камерный – на большой сцене не потерялся, а зазвучал щемящее-трогательно.

«Жизнь их скромных владетелей так тиха, так тиха, что на минуту забываешься и думаешь, что страсти, желания и неспокойное порождение злого духа, возмущающие мир, вовсе не существуют, и ты их видел только в блестящем, сверкающем сновидении». Эти строки Н. Гоголя процитированы в программке к спектаклю Санкт-Петербургского ТЮЗА "Старосветские помещики".
И действительно - тишина эта на сцене словно осязаема. Мало реплик, мало разговоров, многие из которых, кажется, повторяются в семье старосветских помещиков изо дня в день. Пульхерия Ивановна и Афанасий Иванович, спокойная, монотонная жизнь, тысячу раз обруганная советскими педагогами за  ничтожность и бесцельность. В этом спектакле она раскрывается  совершенно по-иному. День небогат событиями и, кажется, прожит уже не раз, но для каждого из героев, как для ребенка, эти многочисленные повторения несут только радость, ощущение цельности, полноты жизненной взаимности. Общие радости, невинные шалости и постоянное ощущение друг друга наполняют быт старичков, всю жизнь проживших в неназываемой для них, но совершенной любви. Как будто в подтверждение церковной молитвы "Да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте…" проходят их дни. И даже в конце пути не посещает их страх и отчаяние. А только нежная тревога друг о друге.
Смешные старики со своей нелепой жизнью постепенно так входят в сердце зрителя, что тяжело становится избавиться от кома в горле, на глазах выступают слезы. Становится понятной избитая метафора  - моя вторая половинка. Пустота окружит Афанасия Ивановича, словно проявляя глубину его неизбывного горя, силу его любви. И при потере этой половинке, при слабых попытках воссоединиться вновь с помощью бесед во сне и наяву с Пульхерией Ивановной, при отчаянных попытках изменить ход времени, двигая старые часы, – надрывно и горестно ощущается безутешность и безнадежность. Только когда засветится окошечко в глубине сцены наверху и там зажжется золотистый букет осенних трав, Афанасий Иванович оживится и вымолвит с тихим облегчением: «Это Пульхерия Ивановна зовет меня…»
И только тогда все, кажется, встанет на место. И в полноте ощутится, что смерти нет, а есть любовь и жизнь, и верность до гроба – иные, вечные ценности нашего жестокого и циничного мира. «Они жили долго и счастливо и умерли в один и тот же день…»
Маленькая деревянная лошадка – то ли символ уходящего игрушечного мира, то ли маленькая лодочка – переправа в мир иной, увозит от нас милых старичков. Они теперь уже вместе. Навсегда. А на сцене – опускается шлагбаум, отделяющий пространство спектакля от зрителя. И попасть туда снова можно только став такими, как они.

Свершилось! Фестиваль фестивалей, «о необходимости,  близости и неизбежности которого последние полгода
неустанно и взволнованно твердило Человечество», ОТКРЫТ.

Это, разумеется, из разряда шутливой образности, но тот факт, что иным жаждущим поучаствовать в этом событии, довелось простоять три часа или «уютно притулиться» на ступеньках партера, дает представление о  значимости происходящего…
Почётный гость форума, легендарный Малый театр открыл его своим  спектаклем «ГОРЕ ОТ УМА» по бессмертной комедии А.С.Грибоедова. В известной, практически уже легендарной трактовке Сергея Женовача  эта версия пьесы обрела  свой новый «мильон терзаний» для одинокого сердца  ранимо-ироничного  Чацкого.
И вчера  эти ностальгические терзания,  нашли прямой и искренний отклик в зрительном зале. Затаив дыхание, зал слушал с детства знакомый текст, в звуке которого «так много для сердца русского слилось, так много в нем отозвалось»… Как ожидалось, многое в этом ЗВУКЕ зазвучало неожиданно и свежо.
И все же главным подарком для владимирской публики оказался милый, непосредственный, живой, остроумный, непредсказуемый… да-да!.. вы совершено справедливо предположили:  ФАМУСОВ!! в исполнении народного артиста СССР Юрия Соломина. Вот уж кто вызвал бурю сочувствия умиления. И бурю аваций. Пожалуй, даже юные зрительницы всерьёз прониклись  глобальностью проблемы – «что за комиссия, Создатель, быть взрослой дочери отцом»! Настолько теплы, сиюминутны, забавны и обаятельны  оказались всплески, взрывы и фонтаны эмоций предприимчивого московского барина, в своем неунылом вдовстве зацикленного на шаткой репутации семейства. Уж, видно, не впервой пришлось расхлебывать заботливому папеньке последствия избыточной романтичности Софьюшки, коль так суетливо норовит он сосватать ее хоть за колоритнейшего солдафона образца XXI века  - полковника Скалозуба (з.а.РФ  В.Низовой)?.. Лишь бы не угодил в зятья какой нибудь вертопрах, вроде бедных родственников - бесполезно-премудрого златоуста Саши Чацкого или, Боже упаси! – изворотливо-гнусного, липучего Молчалина  (з.а.РФ А.Вершинин)…
Аскетизм сине-белых декораций А.Боровского, вернувшегося к принципу ловко трансформирующихся ширм, владимирской публикой воспринят с пониманием, хотя и с тайным подозрением, что это выездной вариант. А вот утренний костюм Софьи, где горизонтально по подолу платья орнаментом бегут крупно нарисованные дырочки корсетной шнуровки (художник по костюмам О.Ярмольник), озадачил. И именно потому, что больше никто из персонажей костюмами не удивил. Так что эта зримая метафора тяжким камнем легла на дно сознания (дабы позже на досуге вернуть нас к разгадыванию ребуса)…
Что касается Александра Чацкого в исполнении заслуженного артиста РФ Г.Подгородинского, то в этом худощавом молодом человеке «богемного покроя», в его характерном голосе с хрипотцой, сочетании изящества и неловкости притаилась особая звенящая нотка. Но, увы, его болезненная нежность и колкости, которыми вуалирует он свои любовные признания Софье, - бессильны. Любовь его аморфна, в ней нет энергии, надежды, перспектив…
И это больше всего раздражает Софью (О.Молочная), которая производит впечатление вполне воззрелой, волевой и рассудочной девицы, рационально выбирающей спутника жизни. Жизнь ее скучна и однообразна. А так хочется романтизма! Она не может не видеть, как мерзок и ничтожен Молчалин. Но на безрыбье и рак, как известно,  рыба…  Он, во всяком случае, покорно выполняет возложенную на него миссию робкого, романтического влюбленного. И неплохо, кстати,  справляется со своей ролью. Это несказанно Софью забавляет. Стала бы, иначе,  она рассказывать о своих свиданиях насмешливой горничной Лизанке (О.Жевакина)!.. Чацкий виноват уж тем, что помешал логичному развитию сценария. И тем, что зорким своим взглядом и колким словцом в миг способен разрушить столь старательно возводимый Софьей мираж. И ее отчаяние, рыдания в финале спектакле никого не могут обмануть – не  о том горюет, что в Молчалине она обманулась… ПРОСТО СКУЧНО ЖИТЬ  СОФЬЕ ПАВЛОВНЕ В МОСКОВСКОМ ЗАХОЛУСТЬЕ!
Режиссер снимает хрестоматийно-школярскую однозначность с трактовки комедии, избавляет персонажей от привычных ярлыков. И потому вдруг западает в сердце грустное ёрничество Репетилова (Д.Зеничев), как выясняется, отнюдь не пустослова, как утверждали школьные учебники и «неистовый Виссарион» (В.Г.Белинский, стало быть)... А - философа. И мы долго внимательно, с горечью прозрения выслушиваем эту сбивчивую исповедь о бесплодности бытия. Или о крушении иллюзий справедливого переустройства мира?
«Горе от ума» С.Женовача, как показалось вчера, - спектакль об одиночестве. И как не забавны были бы типажи гостей фамусовского бала, но злые слезы графини Хрюминой-внучки (н.а.РФ А.Охлупина) об очередном разочаровании на балу («Какие-то уроды с того света…И не с кем говорить. И не с кем танцава-а-ать…») вместе со смехом вызывают непритворное сочувствие. А как прелестны бойкие старушки-одуванчики – графиня Тугоуховская (н.а.РФ Т.Панкова или Е.Солодова), графиня Хрюмина-бабушка (з.а.РФ З.Андреева) и покорный мумия-князь Тугоуховский (н.а.РФ А.Торопов)! Как универсален потрясающий Петрушка (н.а.РФ Г.Сергеев)!.. Законодательница московских балов - Анфиса Ниловна Хлёстова в хлёстком исполнении масштабной н.а.РФ Людмилы Поляковой оглушительна и беспощадна. Да, беднягу Фамусова легко понять – не дай Бог попасть на зубок-язычок таким вот гранд-дамам: Анфисам Ниловнам, Пульхериям Андревнам… Татьянам Юрьевнам!..И Марьям Алексевнам!

«А напоследок я скажу». Старейший российский театр, верный русской психологической традиции – Академический Малый, «Дом Островского», с доверием принявший интеллектуальный и аскетичный спектакль лауреатов Государственной премии РФ, заслуженного деятеля искусств России С.Женовача и заслуженного художника РФ А.Боровского и десять лет сохраняющий его в своем репертуаре, доставил нам огромную радость, дал пищу для размышлений, согрел теплом сердец.
МЫ ЛЮБИМ ВАС, ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ,
И ВСЕГДА РАДЫ ВСТРЕЧЕ С ВАМИ!

Штатный летописец Владимирского академического театра драмы им. А. В. Луначарского Татьяна ЛАВРОВА.







Пермский театр «У МОСТА».
Спектакль «КАЛЕКА С ИНИШМАНА» Фестиваль – «Золотая маска».

Первооткрыватели и лучшие в России постановщики МакДонаха – этот титул пермскому театру "У моста" присвоен и зрителями, и критиками. 4 пьесы ирландского драматурга  - больше, чем в других театрах – идет на этой сцене. Именно с ними театр ездит на гастроли и фестивали, именно МакДонах – приносит театру награды. Последняя награда  - спецприз жюри фестиваля "Золотая маска" -  дана ирландской комедии "Калека с Инишмана". Именно она представлена и на владимирском фестивале "У Золотых ворот".
Феномен совпадения логики режиссера и драматурга, режиссёр Сергей Федотов понимает, о чём и зачем написал этот драматург – такими фразами пестрят отзывы театральных критиков. Зрительским отзывам не хватает профессионального чутья, зато в них видна надрывность, страстность и неподдельный восторг.

СЛОВО ЗРИТЕЛЯМ:

Суперспектакль! Очень яркое событие! Большое спасибо! И за Макдонаха, и за безумно красивый актерский ансамбль, и режиссуру!

Это очень оригинальный театр. Авторский театр, в котором сочетается опыт величайших теоретиков и собственная режиссерская методология! И мы увидели, как это работает - атмосфера на сцене невероятная, настоящая, живая.

Пермяки показали высший класс!!! Яркая, нестандартная, парадоксальная и эмоционально свежая постановка. Со своими загадками, тайнами, "зацепками и крючками". Этот спектакль по праву достоин называться лучшим!!!

Потрясающая постановка очень тонкая и точная! Она в отличие от многих постановок по МакДонаху лишена вычурности и грубости. Как поклонник МакДонаха могу сказать, что только одному театру "У Моста" удалось раскрыть душу текстов этот замечательного драматурга. Отдельно хочется отметить неподражаемую игру актеров, настолько вжившихся в роль, что временами казалось, что видишь не театральную постановку, а действительную жизнь!

Спектакль действительно впечатляет своей динамикой и воссозданным колоритом Ирландии, а без этого МакДонах просто немыслим! Гармоничность постановки, то есть все то, что делает постановку интересной для зрителя это несомненная заслуга режиссера.

Просто рада, что удалось побыть на таком замечательном спектакле! МакДонах просто великолепен! А театр просто СУПЕР!!!


Пожалуй, одна из самых нежных пьес неистового ирландца - нежная и суровая, смешная и безрадостная. Калека Билли никогда не видел своих родителей, его воспитывают две женщины, которых он называет тётками; Билли стремится вырваться за пределы своего островка и тут на соседний остров приезжают люди из другого мира -  из Голливуда. Билли, конечно, уедет с американцами в Штаты, тётки, конечно, будут плакать и ждать, местный разносчик новостей и сплетней Джоннипатинмайк расскажет тёткам, почему уехал их малыш, а Билли вдруг вернется, и тут действие закрутится с новой силой и совершит ещё несколько поворотов. А за всеми за этими переменами участи, за признаниями и обманами начнёт вырисовываться, почти незаметно, древняя легенда, о чудесно спасённом младенце, изменившем судьбу и тех, кто его спас, и всего своего народа.

Инишман и его жители - мир почти доисторический, первозданный. Весь центр жизни, все заботы -  исключительно семейно-родственные и  соседские распри и ссоры. Ничего другого не остается, как только погрузиться в этот обывательский мирок и наслаждаться фактурой: актеры этого театра умеют играть Мак-Донаха. По словам режиссера Сергея Федотова, секрет успеха ирландских постановок кроется в их мрачноватой мистичности, в сочетании гротеска, трагедии и инфернальности. И погружаясь в этот мир, понимаешь обреченность Инишмана, и даже в этой обреченности узнаешь – живую жизнь, покалеченную, горькую, смешную, настоящую.

Калужский  Областной Драматический Театр   

"ДОМ ВОСХОДЯЩЕГО СОЛНЦА"

Начало истории Калужского драматического театра теряется в глубине 18 века. Но, несмотря на принадлежность к старейшим театрам России, что доказывает и проходящий в Калуге одноименный фестиваль, театр пульсирует и звучит на новой, современной волне. Ну или не совсем современной, а ностальгической. Времен 70-х годов прошлого века.
На фестиваль " У Золотых ворот" прмехала постановка «Дом  восходящего солнца», совместившая в себе мотивы произведений Александра Вампилова, Гарика Сукачева и Ивана Охлобыстина.
Естественно, в основе сюжета лежит любовная история. Подразумевается, что действие происходит в советское время. Она – дочка добропорядочных родителей, он – молодой бунтарь, бросивший дом папы-адмирала и строящий свой собственный дом Солнца…
Дуэт молодых героев дополняют партии родителей и друзей, попутчиков и случайных прохожих. И музыкальные термины тут закономерны. Роль музыки в этом спектакле, как и в других постановках Александра Плетнева, очень большая.  Вокально-инструментальный ансамбль является действующим лицом спектакля,  а пианист Сергей Шафраненко, несмотря на то что не произносит на сцене ни слова, –  его лидером, поскольку именно он музыкальный руководитель постановки. В ней звучат сделанные музыкантом необычные и остроумные аранжировки  произведений Deep Purple,  Uriah Heep,  Shocking Blue,  Animals, групп «Машина времени», «Цветы», Александры Пахмутовой.
Счастливая идея создать при областном драмтеатре музыкальную группу пришла к главному режиссеру театра Александру Плетневу, когда он задумал поставить этот спектакль. Зная о любви Плетнева к необычному музыкальному оформлению своих спектаклей, да и большой любви Александра Борисовича к классическому року, можно было предположить, что в стенах театра должно появиться что-то оригинальное. И такая группа здесь возникла. В ее состав вошли актеры Сергей Шафраненко, Захар Машненков, Сергей Путинцев, Денис Юшенков и Григорий Бирюлин.
Первое время ребята репетировали… в театральном цехе, где изготавливают декорации. Затем – переместились на малую сцену, где оборудовали целую студию, благо театр приобрел все необходимое. Исполняли они кавер-версии хитов именитых западных групп. Некоторые из них можно услышать в самом спектакле «Дом солнца».
Несмотря на ведущую роль музыки, спектакль не состоялся бы без видеоряда. Художник-постановщик  Олег Головко (Санкт-Петербург) разработал для спектакля оригинальную сценографию в виде горизонтальных и вертикальных плоскостей, по ходу пьесы трансформирующихся в купе поезда, квартиру, набережную и другие места действия, а художник из Петербурга Светлана Матвеева создала костюмы, навевающие светлые воспоминания о 70-х годах прошлого века.…
Новая премьера заманила в театр самую недоверчивую и непостоянную публику – молодежь. Потому что она нашла себя в героях. Несмотря на то, что по сюжету, от поколения пепси поколение спектакля отделено почти 40 годами, время показало, что даже музыка, а уж тем более – любовь и при переходе из века в век остаются неизменными.

ОТРЫВКИ ИЗ ИНТЕРНЕТ-ОТЗЫВОВ О СПЕКТАКЛЕ

Пошли на "Дом восходящего солнца". Не специально, просто так совпало. Сказать, что меня переполняли эмоции - это ничего не сказать! Очень высокий исполнительский уровень. Я имею в виду музыкальный. Я в шоке была, когда поняла, что люди играют САМИ и что это АКТЕРЫ ТЕАТРА, а не приглашенный музыканты. Сумасшедшая харизма в целом спектакля и каждого из исполнителей в частности. Находок огромное количество. Перечислять их бессмысленно. И история вроде бы банально-плоская игрушка вначале становится глубоко-грустной в конце. И все продумано. Нигде не провисает. Все очень органично, сочно, ярко. И персонажи узнаваемы. Это ж мы. И наша общага 15 лет назад! Я забыла о том, что я в театре и смотрю спектакль. Я сидела и как дура визжала, как когда-то, лет 15 назад (в свои почти что сорок!).


…Вчера смотрела этот спектакль. Очень хорошо сыграли и спели ребята. Молодцы, порадовали! Своя философия в этом есть... А слова о том, что надо жить, а не рассуждать о жизни, думаю, запомнились каждому зрителю!


…Наш театр смог сделать невозможное, те только спеть, но и сыграть, ярко, необычно, просто хорошо. Несколько пошлая в своей банальности история любви хиппи и дочери ректора становится сказкой. Папаша не так уж плох, он желает дочке добра, он честен, он не абсолютное зло, его дочь не выглядит полной дурой, а хиппи свободны и легки на подъем, и даже мудры. Главный герой Солнце  выдвигает странную жизненную позицию и принципы, но в банально-театральном конце становится все понятно. Конец истории в своей банальности мне понравился, будь все как в жизни, было бы гораздо грустнее  и больнее.


…Я благодарна спектаклю за свое великолепное настроение. Он яркий, живой, очень солнечный, много позитива, одно удовольствие смотреть, скучать не пришлось, эмоций в зале было много.

Ульяновский драматический театр Спектакль  -  «ТРИ СЕСТРЫ»   Фестиваль – «Герои Гончарова на современной сцене».

Давно ставшая легендой пьеса "Три сестры" А.П.Чехова прочитана снова - актерами Ульяновского драматического театра. Передать предчувствие трагедии и ощущение катастрофы - это главное, над чем работали актеры и режиссер Аркадий Кац. Без Чехова театра быть не может, говорит он. Чехова, несмотря на кажущуюся простоту и непритязательность, ставить очень непросто. Впрочем, режиссеру это удалось - он не впадает в излишнее философствование, не скатывается в полную безнадегу и не поучает своего зрителя. Его Мария, Ольга и Ирина Прозоровы - очень умные, добрые и поэтому несчастные - что, увы, часто встречается в жизни. Задумку режиссера воплощает блестящий актерский состав.

Это спектакль о людях, которые жаждут любить, чувствовать, жить... И в этой жажде не замечают, что уже живут, и любят, и страдают - каждый миг этой неузнанной ими жизни. Мир чеховских героев – постоянное ощущение дороги. Герои спектакля в прямом смысле слова "живут на чемоданах", жизнь их разбивает железная дорога, дорога исканий и стремлений, которая ведет в никуда. Но даже если путь закрыт, надежды в сердцах сестер больше, чем боли.
Спектакль пронизан странной смесью любви и тоскливого ожидания. Изящный и легкий, он дарит зрителю то чувство семейного уюта, то ощущение пронизывающего холода. Удивительно гармоничная сценография, живое исполнение Чайковского, тщательная реконструкция реалий времени придают спектаклю особое обаяние и создают неповторимую атмосферу на сцене.
Оформление «Трёх сестёр» беспрецедентно. Сценография и костюмы — народного художника Латвии Татьяна Швец. Декорации — шестистворчатые ширмы, кровати, резные этажерки, огромный комод, семейный обеденный стол — собраны вручную, по чертежам начала века. Форменные шинели, мундиры героев скроены из ретро-ткани по лекалам дореволюционных изданий. Все это помогает воспринимать спектакль на одном дыхании. Он захватывает и вовлекает в сценическое пространство. И даже те зрители, кто знаком с сюжетом пьесы, невольно ожидают – может быть, сестры все-таки уедут в Москву.

Коми-Пермяцкий театр, "УЙДИ-УЙДИ". Фестиваль современной драматургии «Коляда-Plays».

Коми-Пермяцкий театр из небольшого городка со странным названием Кудымкар – из провинции привез на фестиваль спектакль о провинциальной жизни, понятный с первого слова, звука, вздоха. В маленькой квартирке обитают четыре поколения женщин. Скандалы, драки, пьянство. Ежедневная рутина. И попадает в это бабье царство то ли аферист, то ли авантюрист — гость из Краснодарского края. Приехал по приглашению главной героини — кассирши Людмилы, которая разместила объявление в газете в рубрике "знакомство". Измученная бытом и неприкаянностью, она мечтает уехать из этого провинциального городка.
В «Уйди-уйди» жизнь узнаваемо тяжела. На стенах облупленной комнаты обои с потеками. «Грачи прилетели» соседствуют с иконкой, портретом Ленина и плакатом Шварценеггера. На всем печать обреченности и бесцельности – отражение жизни героев.
В спектакле отличный актерский ансамбль. Все типажи точно найдены, играются характеры, каждый со своей болью и своей бедой. Все они из нашей жизни, из самых ее низов.
По мнению критиков, текст актерами не выучен, а пережит. Герои «Уйди-уйди» словно оспаривают первенство в том, кому из них жить хуже, кто самый несчастный.
Грустный, но очень честный спектакль Коми-Пермяцкого театра уже стал лауреатом гран-при на всероссийском фестивале современной драматургии «Коляда-Plays» и получил высокую оценку автора пьесы Николая Коляды. Теперь он – на фестивале "У Золотых ворот".

Вечер 23 сентября

"СОБАКИ-ЯКУДЗА"

Красноярский ТЮЗ никогда не позиционировал себя как театр именно юного зрителя. На его спектакли собирались зрители разных возрастных категорий. Вот и премьера прошедшего театрального сезона – боевик для театра "Собаки-якудза" – не делит зрителя на детей и взрослых. Но создатели спектакля предупреждают – чтобы прочувствовать всю боль происходящего на сцене – необходимо пропустить ее через свое сердце, что совсем не годится для зрителей до 14 лет.
Анимэ-пьеса, action-story, именно так режиссер характеризует свой спектакль. Впервые эту пьесу молодого драматурга Юрия Клавдиева многие красноярские театралы услышали на первом фестивале современной драматургии. Пьеса настолько всем понравилась, что на обсуждении после ее прочтения прозвучало единодушное пожелание — вот бы увидеть ее на сцене! Молодой питерский режиссер Тимур Насиров эту идею подхватил. Несмотря на экстремальные условия (а на выпуск Насирову был дан всего месяц, притом, что все это время актеры ТЮЗа продолжали активно играть спектакли), результат превзошел все ожидания. Театр продемонстрировал, что в нем еще сохранился немалый заряд творческой энергии и желание развиваться. И продемонстрировал не только зрителям. Специальная премия "Новация" была присуждена спектаклю на фестивале "Ново-Сибирский транзит", участвовал он и в краевом театральном фестивале «Театральная весна» 2010, а сейчас приехал на фестиваль фестивалей – "У Золотых ворот".
В «Собаках-якудза» совпало все — актерский драйв, умелая режиссура, точная сценография Никиты Сазонова, невероятно стильные костюмы Елены Соколовой, мастерски выстроенные бои Александра Бухонова.
В итоге на сцене развернулась история современного Маугли, волею судеб заброшенного в каменные джунгли большого города. Ирландский сеттер Свен (Алексей Алексеев) оставлен своим хозяином на помойке. Эту выброшенность, ненужность особенно подчеркивает сценография — старые ржавые автомобили, забытые людьми так же, как и их собаки, вынужденно обосновавшиеся здесь. Свен быстро избавляется от иллюзий и начинает приспосабливаться к этим неприветливым условиям. Но в отличие от Маугли, вступив на тропу войны в борьбе за выживание, он незаметно сам становится Шер-ханом… Ассоциаций и параллелей на этом спектакле возникает множество. В театральных кругах много рассуждают на тему, как привлечь молодежь, избалованную игровым кинематографом и анимацией, в гораздо менее зрелищный драматический театр. Тимур Насиров, режиссер спектакля, не собирается бороться со зрелищными достижениями смежных искусств. Он использует их в своей работе. Использует так, что спектакль собирает полные залы. В ткани сценического повествования легко прослеживаются отсылы к фильму Куросавы «Телохранитель» и его римейку с Брюсом Уиллисом «Герой-одиночка». Присутствует там и Джим Джармуш, его «Пес-призрак» и «Путь самурая». Узнаваемы намеки на «Техасскую резню бензопилой». И через весь спектакль неким рефреном проходит аниме-сериал «Волчий дождь». Причем режиссер не стыдливо их заимствует, а умышлено это заимствование акцентирует.
И все же, несмотря на зрелищность и кажущуюся визуальную доминанту, главное здесь другое. Невозможно не посочувствовать всем этим лузерам и аутсайдерам — на помойку жизни они попали не по своей воле…
Сам режиссер говорит, что делал спектакль для мальчиков, мальчиков всех возрастов. Но на этом спектакле рыдают и взрослые. Тимур Насиров убежден, что спектакль это такой «пустой сосуд»: что зритель в него вложит, исходя из своего опыта, то там и будет. И ходит на спектакль совершенно разная публика. Приходят и те тинэйджеры, которые в театр не ходят никогда. Приходят парни, подростки — для которых тема боли и самоидентификации очень важна. И, как ни странно, приходят очень взрослые люди. Для которых важно что-то другое.
Будучи убежденным противником сценической дидактики, Тимур Насиров считает, что спектакль должен не учить, а побуждать. Побуждать к действию, к размышлению. Навязывать готовые выводы глупо, ведь подростки — не идиоты, и каждый человек «считывает» из постановки что-то свое, а значит, и готовых общих ответов предлагать не стоит.

Фотографы

На сайте представлены фотографии Владимира Федина, Петра Соколова, Вадима Пакулина, Александра Уткина, Светланы Игнатовой, Анастасии Денисовой, Анны Колесовой, Татьяны Шалухиной, Оксаны Соловьёвой, Елены Птагиной, Екатерины Строговой и Константина Федяева.

Купить билеты ➤