Такого Шекспира вы еще не видели! Молодежный театр на Фонтанке привез на фестиваль «У Золотых ворот» хрестоматийного «Отелло», художественный руководитель постановки всем известный Семен Спивак, который успел уже побывать в этом году на фестивале в качестве режиссера с постановкой «Идиот» с труппой Белгородского театра, так тепло принятой.
Трагическая история предстает перед нами в ясном и доступном, очень жизненном изложении. Здесь нет преисподней с языками пламени, нет гнетущей атмосферы приближающейся трагедии и ощущения смерти, нет вообще ничего жуткого. Даже убийства здесь совершаются как-то по-детски наивно: Отелло не душит Дездемону, а просто бережно опускает на землю уже бездыханное тело, кинжалы неприкрыто вонзаются ровно подмышкой, а выходы актеров зачастую наивно не оправданы. Но все это говорит о том, что на сцене скорее происходит игра в Шекспира, торжествует театр условности, почти как это было тогда, в начале семнадцатого века в лондонском театре «Глобус» (костюмы актеров намекают на эту эпоху: у всех кожаные коричневатые куртки, белые легкие рубахи, ботфорты, мечи и кинжалы). В прологе актеры прерывают действие: кажется, спектакль уже начался, вот замирает время – в рапиде с мечами в драке со стражниками кружатся Яго и Кассио, а в глубине сцены в обнимку, не замечая разбушевавшейся драки, словно парит в воздухе пара возлюбленных – это Отелло и Дездемона. Вдруг все останавливается, актеры выстраиваются вдоль рампы и радостно объявляют: «Уильям Шекспир! Отелло!»
Все образы здесь по-возрожденчески оптимистические, но не приторные. В Отелло (Романе Агееве) на первый взгляд нельзя разглядеть жестокого ревнивого мавра, да и нет в нем ничего мавританского, разве что громогласный рык разъяренного дикого тигра. Он весел и беззаботен, где-то даже мягок и податлив, как глина, в нежных руках любящей супруги Дездемоны (Эмилии Спивак). Только в нем постоянно не могут ужиться его внутренние бесы, кипит горячая «восточная» кровь. Накаляющийся драматизм, приступы злобы и ревности сопровождает танец Отелло, причем к нему присоединяются трое мужчин с черными восточными головными уборами. Они и есть его бесы, заламывающие ему руки в пластическом этюде, переворачивающие его вниз головой в жуткой поддержке – измываются как хотят, и Отелло не выдерживает, поддается и вот уже заносит кинжал в припадке ревности над Дездемоной.
Дездемона – Эмилия Спивак, девушка настойчивая, ангел в белом одеянии, но есть в ней что-то демоническое от Лилит – апокрифической первой жены Адама. Она не боится расстроить мавра, смело заступается за Кассио, что приводит возлюбленных к ссоре, которую разрешает Отелло (у нее больше гордости, чем у него(!). После находки рокового платка, Дездемона сменяет свое ангельское платье на такое же, только красно-кровавое, цвета страстей. Женщины здесь сильнее, властнее и разумнее мужчин, они очень яркие, темпераментные. Чего только стоит каждое появление Эмили (Анны Геллер), каждый раз она проходит игриво покачивая бедрами; или властной Бьянки (Натальи Паллин), гордо бросающей платок Дездемоны в ноги Кассио (Андрею Кузнецову).
Яго (Роман Нечаев) здесь тоже, казалось бы, не так коварен и жесток, каким он представлен у Шекспира. Здесь сама ревность делает всю работу, стоит только намекнуть Отелло об измене супруги.
В целом, спектакль наполнен романтическим духом. Здесь актеры выходят вереницей в радостном танце, дерутся на мечах, закалываются кинжалами. Периодически слышится шум бушующего моря (тоже романтический мотив, – стоит вспомнить картины Каспара Давида Фридриха), здесь весь декорационный антураж - песочный берег моря, с двумя каменными столбами, обозначающими стену крепости (воображение зрителя само все дорисует) и деревянной наблюдательной вышкой (а может, и маяком) с шелковыми, светящимися алым цветом язычками пламени в факелах.
Стоит отметить, что спектакль появился на свет в 2003 году, но он все еще полон жизни, чарующего ликования, заразительной энергии, это и подкупает публику, встретившую питерского светлого «Отелло» бурными аплодисментами и благодарными криками браво.
Полина Афиногенова