Мастер-класс pr-директора V Всероссийского театрального форума "У Золотых ворот", опытного журналиста и в прошлом выпускницы мастерской В.Хотиненко во ВГИКе (режиссура игрового кино), можно растаскивать на цитаты. Педагог по первому образованию, Марина Геннадьевна сумела заворожить слушателей с первых секунд своим обаянием и энергией и продержать их в продуктивном «медийном» напряжении почти два часа встречи. «Театр и телевидение: цифровые технологии в театре в эпоху медиа-вызовов» - «золотая» лекция с таким названием стала супер-полезным для всех сотрудников театральной среды ликбезом по основам информационного сопровождения события.
Немного статистики: в 1998 году Интернетом пользовались 40% жителей Земли; в 2018 - 89 %. Как же отреагировал на появление интернета вообще и социальных сетей в частности театр, один из самых консервативных и медленно меняющихся видов искусства? Ну, как минимум, у театров появились сайты, мобильные версии этих сайтов и аккаунты в социальных сетях. Большинство телеканалов, утрачивая аудиторию, также занялись развитием своих интернет-версий. Проработав 15 лет на телевидении, Марина Меркулова решила идти на опережение. И пока другие адаптировали телевизионный формат под интернет, создала сразу медийный ресурс во всемирной паутине.
Так в 2013 году появилось сетевое издание о театре «Артист», хорошо знакомое зрителям фестиваля, как главный и самый оперативный информационный спонсор всех событий во Владимирском театре. «Одно из отличий интернета от телевидения в том, что он не создает объектов искусства», - поясняет Марина. Но, по сути, первый «телеканал» о театре в интернете «Артист» может смело этому утверждению возразить. Объемно отражающий главные события театральной России, медиа-проект «Артист» предлагает пользователям и авторские программы о людях и событиях театра, которые не увидишь нигде более, и сам становится инициатором уникальных активностей (различные форматы флешмобов, акций, конкурсов, дневники театральных фестивалей и проч.)
Но перейдем к делу. Главная ценность этой встречи в том, что Марина Геннадьевна по пунктам, как опытный педагог, разобрала простейшие инструменты медийного продвижения театрального события, которые доступны каждому, у кого в руках есть мобильный телефон. Итак, театрам на заметку:
- Необходимо создавать динамичные захватывающие трейлеры к спектаклям, этакий театральный экшен. Театр на экране требует трансформации, поэтому рекламный видео-ролик может сказать нечто большее, чем есть в самом спектакле. Пример – трейлер к легендарным «Служанкам» Романа Виктюка, снятый командой «Артиста» к юбилею спектакля.
- Необходимо изучить все инструменты, которые предлагает Фейсбук, и не жалеть на это времени. Каждый из почти 10 000 подписчиков страницы «Артист» в фейсбуке, как говорит Марина, отобран вручную.
- Лайки надо заслужить. Это показатель более достоверный, чем абстрактный рейтинг. Каждый «лайк» нужно отслеживать и предлагать этому пользователю поставить «мне нравится» всей странице.
- При создании контента театральной страницы важно помнить, что:
- самая действенная эмоция – сочувствие. Текст поста должен провоцировать на диалог (Помните? Любите? Знаете?)
- задавать вопросы, включать в интерактив, предлагать игру
- обрамлять неизвестное (важную театральную новость) известным, общедоступным (цитатами о театре, фотографиями известных артистов, поздравлениями с днем рождения)
- использовать ежедневные цитаты из произведения в преддверии премьеры
Но чем сто раз услышать, как известно, лучше один раз увидеть. Все примеры для успешной работы и вдохновения можно найти на странице проекта в фейсбук https://www.facebook.com/ArtistMediaChannel/
Флешмоб #охотанавампилова и интерактивная карта постановок по его произведениям в театрах мира; всероссийский флешмоб #снегАрт с участием лучших снегурочек страны и ещё множество невероятных идей для вдохновения на медийные подвиги можно найти на сайте сетевого издания «Артист» http://artistchannel.ru/
«Сегодня профессионалы утратили монополию на производство интересного медиа-продукта, - продолжает Марина. Символ порой важнее предмета искусства – грамотный пост о событии в фейсбуке и репортаж о нём может быть важнее самого события. Поэтому профессионалам необходимо встать на позицию любителей и поучиться у них оперативности, находчивости и искренности». Сегодня любой, у кого в руках есть мобильный телефон и желание что-то сделать, способен овладеть искусством мобильного кино. Театр – это необъяснимая эмоция. Так вот задача медиа-среды вокруг спектакля – объяснить, куда ведёт эта необъяснимая эмоция, рожденная спектаклем.
«В эпоху медиа-технологий театру необходимо оставлять цифровой след после каждого события», - завершает лектор встречу. Все инструменты для этого Марина Меркулова подсказала, а главное – создала невероятную атмосферу, энергетически заряженную на успех и развитие каждого, кто ей проникся.
Мила Денёва