Марина Киселева, "Владимирские ведомости", 25 мая 2011 г.

     

В театре показали «Виндзорских насмешниц».

Владимирский областной академический драматический театр представил публике последнюю в этом сезоне премьеру - «Виндзорских насмешниц», поставленных по мотивам одноименной комедии Шекспира известным российским режиссером Владимиром Гурфинкелем.

 По-хорошему лаконичные декорации, «сдобренные» в нужных местах действия световыми инсталляциями, юморное осовременивание диалогов, воздушные юбки героинь и смешные штанишки героев, их постоянное пританцовывание, подпрыгивание и беготня - сам Владимир Гурфинкель характеризует свое детище как «уютный трагифарс». И ведь не поспоришь!

...Один из, очевидно, самых любимых персонажей Шекспира (раз уж он его «поселил» в три своих пьесы) Фальстаф на сей раз грустит: возраст невеселый, пузцо вниз тянет, денег нет. Причем денег нет настолько, что возникает порыв отпустить своего верного слугу Робина. Но слуга господина и в бедности бросать не желает и утешает в стиле «проживем как-нибудь». Например, будем шататься по гостям ‑ там накормят. Или денег в долг занимать... Никто не накормит, никто в долг не даст: «ах, были времена, как славно мы женщин обирали!» - ностальгирует легендарный пожилой толстячок в ярко-красном платье. И вот на этой последней мысли Фальстаф (в исполнении Михаила Асафова) взбодрился, так сказать, «расправил крылышки» и взялся за старое: накропал два одинаковых любовных письма и отправил Робина (Александр Аладышев) с ними к двум замужним горожанкам ‑ миссис Форд (Любовь Гордеева) и миссис Пейдж (Инга Галдина) в надежде на прибыльные во всех смыслах интрижки. Правда, не учел, что дамочки - закадычные подружки, а значит, непременно друг другу его вирши покажут... Они и показали. И застенали парой: мужчин достойных нет! А потом очень быстро пришли к озорной мысли ‑ мол, «ненависть так велика, что согрешу с большим желанием», ведь «так и жизнь проходит без греха», к тому же он, Фальстаф, ведь так «умеет говорить, мерзавец!». В общем... Поддаться? Да! Но дичью будет он.

Тем временем все окрестные женихи увиваются за юной дочкой миссис Пейдж Анной, которая из забавного, так и не повзрослевшего обормота из хорошей семьи (Анатолий Шалухин ‑ это нечто!), дурного французского доктора (Алексей Куликов) и обедневшего дворянина явно выделяет последнего, вопреки воле мамы с папой... Которые, к слову, его, Фентона (Антон Карташов) в упор не видят. «А я здесь кто? Морковка с огорода?» - теряется любимчик Анны. Ну нет! «Единственный нормальный здесь мужик!» - уверен маститый ловелас Фальстаф.

А ненормальные - мужья его потенциальных «жертв» (один ревнивец, второй выпивоха) - начинают «что-то подозревать»... Ну как же ‑ ведь он, Фальстаф, «сосет нектар с цветка любого!». Ну и в итоге две веселые подружки основательно, хитроумно и озорно проучат и своих половин, и ставшего с возрастом каким-то простодушным Фальстафа. Как именно проучат ‑ не скажу, смотрите спектакль.

...Месяц назад в интервью «ВВ» Владимир Гурфинкель сказал, что «кое-что в этой пьесе разгадал», но разгадкой тогда не поделился ‑ дескать, «придете на спектакль и сами поймете, надеюсь, оно случится и «прольется» на вас»... Кажется, «оно случилось».

До своих подозрений Пейдж и Форд рассуждали о женах в стиле «да кому они нужны!». Такое вот отношеньице... А виндзорская сводня отвесила Фальстафу комплимент: «Вы многих жен со дна замужества вернули к нормальной жизни!». Тоже интересно... Думаю, «Виндзорские насмешницы» в видении Гурфинкеля ‑ это почти притча о том, что женщины далеко не так просты, как думают о них многие мужчины. А еще о том, что прекрасная половина человечества легко может перестать быть милой, «пушистой» и послушной, переняв стиль поведения половины сильной ‑ и тогда держись! И о том, как просто по собственной вине утратить женские любовь и уважение. Не зря героини огорчаются - «От рыцарства остались лишь гербы!». Поэтому даже гротескная пародия на рыцаря - Фальстаф ‑ в любовном деле долго был успешен. Да, на него нельзя положиться, он мошенник, ловелас и раздолбай, но он говорит о себе: «я, как всегда, во власти милых дам, я, как всегда, готов к любым услугам». И ведь не врет! И даже поняв, что возлюбленные сыграли с ним злую шутку, он принимает это как должное, признавая за женщинами право на месть, отместку или просто насмешку и выражая готовность все это стерпеть. Такое локальное самопожертвование, знаете ли, тоже элемент рыцарства ‑ причем без всякого гротеска. Просто Фальстаф знает, что в нашей жизни действительно важно, раз говорит: «Вся наша жизнь ‑ история любви...».

«…Берегите женщин!» - вот о чем этот спектакль.

Марина КИСЕЛЕВА.

 


Фотографы

На сайте представлены фотографии Владимира Федина, Петра Соколова, Вадима Пакулина, Александра Уткина, Светланы Игнатовой, Анастасии Денисовой, Анны Колесовой, Татьяны Шалухиной, Оксаны Соловьёвой, Елены Птагиной, Екатерины Строговой и Константина Федяев.

Купить билеты ➤
Щёлкните, чтобы прослушать. Работает благодаря GSpeech