23 сентября 2010 г.
Коми-Пермяцкий Национальный драматический театр им. М.Горького (г. Кудымкар)
Н.Коляда "УЙДИ-УЙДИ"
(Спектакль – лауреат фестиваля "Коляда-plays"в Екатеринбурге,
Гран-при фестиваля театров малых народов в Лысьве )
Постановка лауреата премии Пермского края
в сфере культуры и искусства Станислава МЕЩАНГИНА
Сценография Василия БРАЖКИНА
…Отношение к драматургии Николая Коляды в России всегда было неоднозначным. За Уралом – он пророк, оракул, глава новой драматургической школы, чьи недавние ученики – уже популярные, известные драматурги. Актер, режиссер, драматург, руководитель собственного театра "Коляда-театр" и фестиваля "Коляда-plays", харизматичная личность а"ля Ренессанс…
Для Москвы же и других "социально благополучных" регионов ( и нашего, по всей видимости – и слава Богу!! - тоже) его звенящие болью темы сострадания к неприкаянности, тотальной неустроенности и "несчастливости" простого работяги, маленького человека – реалии чудовищных 90-х, о которых вспоминаем с содроганием, как страшный сон…
Ан нет. В основном-то Россия продолжает жить тяжело, натужно, небогато. Причем, это нищета уже больше не материальная, а духовная. Что страшней многократно:
"Из всей новой драмы уральская школа, пожалуй, единственная, кто наследует все лучшие традиции русской классической драматургии: интерес к маленькому человеку, психологичность, самобытный язык. Человек пытается противостоять обстоятельствам, не бунтуя против миропорядка в целом"...
Учитывая, что спектакль гостей рассчитан на камерную сцену, опустим то обстоятельство, что большая часть текста не была услышана зрителями. Оно, может, и к лучшему, поскольку ненормативная лексика "не особо приветствовалась" на сцене Владимирского академического театра – даже в 90-х. Зато органика актеров из Кудымкара, достоверность грима и бытовых деталей настолько безукоризненны, что и перед спектаклем заглянувшие за кулисы тележурналисты в первые минуты общения чуть было не усомнились, что имеют дело именно с актерами(!)… Да и многих зрителей эта "всамделишность" покорила с первых же мгновений. Заметим, однако, что отсутствие в сценографии хотя бы намека на образность ощутимо снижает общее впечатление от спектакля (для искушенных зрителей, говоримся сразу). Но, по всей вероятности, это традиционная эстетика театра. В Кудымкаре иной пока и не хотят…
В спектакле Станислава Мещангина , бесспорно, отличный актерский ансамбль. Все типажи точно найдены, это почти архетипы современной России, но при этом играются характеры, каждый со своей болью и своей бедой. Солдатик Евгений, претендующий на убогую Людмилину жилплощадь, в исполнении Александра Федосеева - парень без корней, но изо всех сил он хочет эти корни пустить тут же, сейчас же. Общедоступно-тоскующая Анжелика, дочь Людмилы (Марина Бенцал) с таким же синяком, как у матери, только на другой щеке и несчастный брачный аферист Валентин (заслуженный артист РФ Василий Макатерский), столетняя Марксина, упоенно "пищащая" игрушкой "уйди-уйди", подаренной гостем-соискателем невест (Альбина Крохалева), и дочка ее, вечно пьяная Энгельсина (Вероника Чугайнова), напичканная советскими песнями, — все они живые, сегодняшние, из самых низов российской жизни.
Но, конечно, главная фигура здесь — Людмила. Заслуженная артистка РФ Валентина Мещангина играет ее с замечательным юмором, с куражом. Ее эксцентика граничит с надбытностью. И потому будоражит эстетическое чувство, несмотря на неприглядность происходящего. Громада текста выпаливается, выкрикивается. Противников она колет вилами, лупит лопатой, закидывает картошкой, как гранатами. Безмерные монологи, состоящие из песенных цитат, сквернословия, каких-то ежедневных заклинаний, — все это проходное. Главное возникает поверх текста: задавленное рыдание, которое прорывается только однажды в ночном монологе о счастье. Она смотрит невидящими глазами в зрительный зал и кричит… об одиночестве, о безысходной женской тоске. Почти не соображая, задыхаясь от слез.
Так кричат женщины в родах. Но родовая боль благодатна. А здесь возникает чувство огромной беды, которую не одолеть. И у каждого есть такая минута в спектакле. Общая бездомность, общая одинокость, попытка зацепиться хоть за кого-нибудь, чтобы не потонуть. Да-да! Тоска по лучшей жизни!.. Вот как сегодня прорастает СВЕРХЗАДАЧА легендарных мхатовских «Трех сестер»…