М. Горький
«На дне»
Аннотация
Пьеса в 4-х действиях с одним антрактом
Пьеса Горького «На дне» имеет большую театральную историю. Она много ставилась и ставится как у нас в стране, так и за рубежом. И каждая постановка вызывала и вызывает интерес и споры. Спектакль «На дне» «Ведогонь-татра» в постановке народного артиста России Александра Кузина также вызвал резонанс в российском театральном пространстве. «Хрестоматийный сюжет про обитателей ночлежки в сугубо камерном пространстве обрел новое звучание – тихое, на первый взгляд беспафосное, но внятное, обращенное к сущностным проблемам жизни», - написал А.Иняхин в рецензии на спектакль, опубликованной в «Литературной газете».
«Спектакль «На дне» зеленоградского «Ведогонь-Театра» создан компанией очень близких людей и создан… в любви. Это ощущение возникает словно бы поперек «картинки» спектакля, где ночлежный неуют тысячекратко усилен странного вида проволочными ограждениями, вызывающими ассоциации даже не с тюремными камерами, но с клетками в зоопарке.
Неизменное свойство спектаклей Александра Кузина: подчеркнуто лишенные каких-либо внешних признаков «осовременивания» - они всегда неподдельно живые. Соединение классического текста, сегодняшнего актера и той интуитивно угадываемой точности интонации, в которой, при всей неуловимости и ускользаемости, самая суть и сокрыта, происходит в спектаклях Александра Кузина – без швов. Последнее – быть может, самое главное. В его спектаклях всегда слышна со сцены непререкаемая гениальность классики. Мастер!» (Ю.Фридшьейн, журнал «Планета красота»).
На Х Международном театральном фестивале «Голоса истории» (г. Вологда, 2010 г.), в котором «Ведогонь-театр» принял участие, спектакль «На дне» был награжден театральной маской и Призом имени А.Семенова.
Режиссер-постановщик – народный артист России АЛЕКСАНДР КУЗИН
Художник–постановщик - КИРИЛЛ ДАНИЛОВ
Ассистент режиссера – Петр Васильев
Художник по свету – Петр Сергунов
Музыка – в спектакле звучит музыка Исаака Шварца
Действующие лица и исполнители :
Михаил Иванович Костылев, содержатель ночлежки – Александр Казаков
Василиса Карповна, его жена – Светлана Лызлова
Наташа, её сестра – Зоя Даниловская
Наталья Третьяк
Медведев, их дядя, полицейский – Павел Грудцов
Васька Пепел – Алексей Ермаков
Клещ Андрей Митрич, слесарь – Вячеслав Семеин
Анна, его жена – Марина Бутова
Настя, девица – Наталья Табачкова
Квашня, торговка пельменями – Ольга Львова
Бубнов, картузник – Дмитрий Лямочкин
Барон – народный артист России Виталий Стужев
Сатин – Петр Васильев
Актер – заслуженный артист России Павел Курочкин
Лука, странник – Александр Бавтриков
Алешка – Дмитрий Копылов
Кривой Зоб, крючник – Антон Васильев
Татарин, крючник – Илья Ханбудагов
Продолжительность спектакля – 2 часа 40 минут
ЭКСПРЕСС-ХРОНИКИ ФЕСТИВАЛЯ «У ЗОЛОТЫХ ВОРОТ»
День третий. 19 сентября, среда.
В среду был показан конкурсный спектакль «НА ДНЕ» по пьесе А.М.Горького Московского театра с экзотическим названием «Ведогонь», спектакль - получивший Гран-при на Х Вологодском Международном фестивале «Голоса истории»…
Южные славяне называли ведогонями незримых духов, сопутствующих людям до смерти. Во время сна они исходят из человека и охраняют-оберегают его имущество от воров, а жизнь - от неприятелей или других, недобрых, ведогоней. Ведогони были не только у людей, но и у животных, диких зверей.
Появляются ведогони обычно осенью, точнее, в пору бабьего лета, в образе летучих паутинок.
В трактовке театра, его название означает нечто обобщающее от «ангела-хранителя», «астрального тела» до понятия творчески пылающей души. Одним словом, символ особого театрального шаманства, Творческого Чуда… Осмелюсь предположить, что называя так свой театр, художественное руководство не ошиблось.
Начало дня было сопряжено с тревогами и волнениями технического порядка. Дело в том, что Ведогонь-театр располагает исключительно камерной площадкой, вместимость его зрительного зала всего 104 места. Это определяет особый стиль спектаклей, их интимно-доверительную атмосферу и предельную органику актерского существования.
Классическая пьеса из школьной программы обеспечила аншлаг, 700 мест Владимирской академдрамы оказались заполненными до отказа. К тому же и сценическая площадка оказалась тоже намного больше «родной», зеленоградской. Постановщику спектакля, режиссеру Александру Кузину пришлось срочно «редактировать» спектакль, смещая акценты и меняя мизансцены. Этот процесс адаптации к новым условиям к началу первого действия спектакля не успел завершиться. Актеры не до конца сориентировались с энергетическим и голосовым посылом, в некоторые моменты Жизнь Человеческого Духа на сцене оказалась изолированной от зрительного зала. Проще говоря, в первом действии НЕ ВСЁ БЫЛО СЛЫШНО на задних рядах партера и на балконе. Это негативно сказалось на зрительской реакции вначале…
Зато как щедро были вознаграждены те, кто не покинул зал после антракта! К счастью, их было подавляющее большинство.
Непостижимой свежестью и глубиной поразило режиссерское прочтение горьковской пьесы, решенной не в традиционной ночлежке, а в условном пространстве некоего заброшенного гигантского общего вагона-казармы-барака. Ассоциации с поездом поддерживают тревожные паровозные гудки и железнодорожные шумы – мысль о временности и скоротечности пребывания на жалкой, заброшенной перевалочной станции жизни.
Спектакль атмосферный, неторопливый, по-настоящему и по-хорошему ФИЛОСОФСКИЙ, спектакль высочайшей степени достоверности человеческих характеров, событий, поступков, «На дне» ведогонцев – при всем его высоком трагизме – лишен депрессивного звучания. Он необыкновенно светел и полон нежности и любви к Человеку. Его жизнеутвержающее воздействие – действительно гениальное театральное «шаманство».
В том, как свежо, по-новому, как убедительно звучат в спектакле А.С. Кузина со школьной скамьи знакомые нам монологи Сатина, Актёра, Барона (блистательно сыгранных талантливыми актерами театра Ф.Васильевым, П.Курочкиным, В.Стужевым)… - есть нечто необъяснимое, невероятное. Почти сверхъестественное. И – одновременно естественное, органичное, истинное.
Хрупкая и могучая Человечность и Духовность пробивается сквозь мрак сюжета – мрак нищеты, пьянства, болезней, смертей, кровавых разборок. Неожиданно, непривычно трактован образ Луки, одновременно рождающий ассоциации и с земным мудрецом, прошедшим суровую житейскую школу (быть может) «сибирской каторги»…или даже более близких нашей эпохе сибирских лагерей, и – с посланцем Небесного Провидения. Миг единения, подаренный обитателям ночлежки этим «странником», нарушенный известием о гибели Актера, - высокий момент Истины. И трагизма. И неистребимой надежды. Невозможно избавиться от ощущения, что достоверность горьковской эпохи намертво слилась с российскими реалиями дня сегодняшнего.
Сегодня утром спектакль глубоко проанализирован и высоко оценен мэтрами театральной критики - членами жюри фестиваля как явление высокохудожественное и жизнеутверждающее.
Искренне пожелаем молодому талантливому коллективу Ведогонь-театра, которому в скором времени предстоит отметить свое 15-летие, – верности избранному творческому пути и новых достойных постановок.
И – непременно - поддержки Небесного Провидения.
20 сентября в рамках фестиваля фестивалей начат цикл «ЗОЛОТЫХ ЛЕКЦИЙ У ЗОЛОТЫХ ВОРОТ» (в Актовом зале 8-го корпуса ВлГУ, ул.Никитская, д. 1).
21-го сентября начало лекций в 12.00 и 13.15.
Экс-ПРЕСС-летописец
Тина ЭЛТОНС