Лучший региональный театр России Звезда театрала 2023 Лауреат премии «Звезда театрала»

               А.П. Чехов

ДЯДЯ ВАНЯ

Аннотация

Пьеса в 2-х действиях

   «Требуют, - говорил Чехов, - чтобы герой, героиня были сценически эффектны. Но ведь в жизни не каждую минуту стреляются, вешаются, объясняются в любви. И не каждую минуту говорят умные вещи… Они больше едят, пьют, волочатся, говорят глупости. Пусть на сцене всё будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как в жизни. Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье, и разбиваются их жизни». Открытая Чеховым новая лиро-эпическая структура применена в его пьесе «Дядя Ваня», которую он обозначил просто – «сцены из деревенской жизни» – и вывел за границы жанров. Пьеса построена не на событиях, не на борьбе характеров, а на простом течении будней.

   Режиссёру спектакля Валерию Саркисову удалось поставить «не драму в жизни, а драму самой жизни». Каждый из героев проживает свою историю, которые по замыслу автора и режиссёра объединяются в общую драму жизни. Каждый герой, каждый актёр солирует в спектакле, но не нарушает чеховскую ансамблевость. Интересен взгляд режиссёра на образы героев пьесы, особенно на образ дяди Вани. Долгое время его рассматривали как героя-резонёра, приписывали ему черты бунтаря и мученика. Для Саркисова дядя Ваня - это обаятельный чудак, трагический в своём комизме. Саркисов вернулся к истокам, чеховской объективности с его вниманием к обыкновенному человеку. Этот спектакль не о судьбе интеллигенции на рубеже 19-20 веков, он о людях вне временных рамок, о человеческих чувствах и потерянных жизнях.

   В оформлении спектакля художником-постановщиком Валерием Фоминым тоже угадывается превосходство автора - это и стремление к наибольшей правдивости, и внимание к деталям. Многоуровневые декорации создают три смысловых плана: первый уровень - то, что герои имеют в жизни, второй уровень - то, о чем они мечтают и третий уровень - образ русского леса, как символ «другой, лучшей жизни». Для Чехова, который рьяно принимал участие в постановках своих пьес, всегда был очень важен звуковой ряд. Над музыкальным оформлением спектакля работал сам режиссёр, отшлифовывая мелодиями великих современников Чехова тончайшие нюансы мысли автора и чувств зрителей. Чехов отказался от активной, ярко выраженной авторской позиции в повествовании. Он предоставляет зрителям судить и оправдывать своих героев. Пережить то, что называется катарсисом. Ради этого и стоит придти на спектакль. Наверное, поэтому уже более ста лет пьеса не сходит с лучших театральных подмостков!

Премьера состоялась 01 октября 2008 года

Награды:

Спектакль Лауреат премии города Нижнего Новгорода (2011)

Спектакль -  участник:

I-го  окружного театрального фестиваля "ТЕАТРАЛЬНОЕ ПОВОЛЖЬЕ", Диплом фестиваля. (Пенза 2011)

XII-го Международного театрального фестиваля "МЕЛИХОВСКАЯ ВЕСНА 2011", Диплом фестиваля. (Мелихово-Серпухов 2011)

Международного фестиваля русских театров республик России и зарубежных стран "МОСТ ДРУЖБЫ".  Диплом "ПОЧЁТНЫЙ ГОСТЬ ФЕСТИВАЛЯ".(г.Йошкар-Ола 2010)

VIII-го Международного театрального форума "ЗОЛОТОЙ ВИТЯЗЬ", Диплом "За участие в  VIII МТФ  "ЗОЛОТОЙ ВИТЯЗЬ"  (г.Москва 2010)

IV-го Всероссийского театрального фестиваля - конкурса  имени Н.Х.Рыбакова. Диплом Лауреата "За лучший актёрский ансамбль", ( г.Тамбов  2010)

Театрального фестиваля "НА РОДИНЕ  А.П.ЧЕХОВА". Диплом фестиваля. (г.Таганрог 2009 г.)

Над спектаклем работали:

Режиссер–постановщик и музыкальное оформление Валерий Саркисов (Москва)

Сценография – Валерий Фомин (Москва)

Костюмы – Андрей Климов (Москва)

Продолжительность спектакля 2 часа 40 минут

ЭКСПРЕСС-ХРОНИКИ ФЕСТИВАЛЯ «У ЗОЛОТЫХ ВОРОТ»

ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ. 20 сентября.

   С особым нетерпением и удовольствием ожидаемый нами Нижегородский академический театр драмы им. А.М.Горького привез свой самый репертуарный, любимый и успешный – на сегодняшний день – спектакль, прошедший не один фестиваль и  побывавший на гастролях в Москве, – спектакль «ДЯДЯ ВАНЯ» по одной из пронзительнейших пьес А.П.Чехова. 

  Заметим в скобках, что во Владимирском академическом  театре эта пьеса, поставленная на Малой сцене з.д.и.РФ  Алексеем Бурковым в 1994 году, шла аж 12 сезонов и была трепетно любима актерским составом и театралами – как своего рода камертон  актерского мастерства и искренности, как профессиональная отдушина и психологический тренинг, включающий широкую палитру чувств с тончайшими полутонами от солнечного юмора,иронии, лирики до мрачного скепсиса и трагизма.

   В противовес привычному для прежних зрительских поколений  лиризму, в трактовке этой драмы московский режиссер Валерий Саркисов постарался максимально снять с героев флёр серьезности и «тоски». Хотя запрета на глубину, похоже, не планировалось)). И наличие глубин заявленная жанровая клоунада-буфф завуалировать, к счастью, не смогла…

   В ПРОЛОГЕ (!?) Иван Петрович Войницкий (заслуженный артист РФ Анатолий Фирстов) появляется в спектакле нижегородцев в белом мундире морского капитана, а часть декораций  представляет собой фрагмент пароходика с капитанским мостиком. Причем, Войницкий выдает в прологе некое жизнерадостное подобие моно-танца «маленьких лебедей», используя в качестве пародии на балетную пачку спасательный круг с названием «Дядя Ваня»… Судя по всему, сопротивляясь серости провинциальной, обывательской жизни, Иван Петрович лелеет в душе некую мечту «о морях и кораллах»? В подтверждение этой нашей догадки на черном заднике спектакля периодически возникает идиллический морской пейзаж то с сияющей на солнце волной, то –  в лучах багрового заката. Впрочем, эта «подсказка» для зрителя-фантазера в дальнейшем  почти не получает поддержки,  ибо данное «ружье» (из знаменитой чеховской теории) практически не выстреливает. А зря: в финале для экзотически-тропического пейзажа есть неплохой шанс «отметиться», когда доктор Астров двусмысленно говорит свое знаменитое; «А в этой Африке, должно быть, СЕЙЧАС жарища …страшная…» (имея, конечно, в виду нынешнее местонахождение Елены и Серебрякова). Вполне возможно, что все эти режиссерские находки и придумки «имели место быть», но в процессе проката спектакля просто выпали из поля зрения исполнителей?

   Важным проводником идеи постановки стала и музыка из «Пиковой дамы». Мелодии П.И Чайковского буквально сопутствуют отдыхающим и праздно болтающим обитателям  усадьбы, они помогают им пародировать и маскировать свои смятения, влюбленности и неудачи. Заявка на шутливость и праздность в поместье Серебряковых-Войницких активно поддержана пластически: особенно этот цирковой акцент господствует в рисунке роли Войницкого, который в блиц-флирте с Еленой Андреевной с наслаждением изображает_четвероногого «друга человека». В принципе, подобная трактовка вряд ли бы вызывала зрительское отторжение, если бы режиссеру не отказало чувство меры… или, наоборот, если б актеры с гораздо бОльшим доверием отнеслись к задаче ёрничать и блажить, добавив к невинному шутовству достаточную толику «куражу» и органики. Увы, задачу ОПРАВДАТЬ предлагаемую эстетику выполнить удается не всем и не во всем. Возможно, поэтому  темпо-ритм спектакля, предполагающего искрометность и фейерверк остроумия, на фестивальном показе оказался до досадного вялым. Впрочем, в предложенных условиях ироничного  и слегка «надбытного» существования безоговорочно  убедительными и обаятельными оказались народный артист РФ Георгий Демуров (профессор Серебряков) и заслуженный артист РФ Сергей Блохин (Астров), рисунок ролей которых наиболее логичен, неординарен, а кое-где до пронзительности  филигранен и свеж. А исполнение – темпераментно.

   Что же касается  светлой, легконогой и чистой Сони (Анна Сучкова) и строгой домоправительницы-няни Марины (Татьяна Жукова), то эти характеры решены в подчеркнуто и полноценно психологическом ключе. Блистательно выстроен заключительный монолог мужественной юной Сони, чьи надежды на счастье рухнули окончательно, но слова о «небе в алмазах» она произносит с таким оптимистическим напором, точно гвозди заколачивает в разнесчастную дядюшкину голову – как заядлый и самоотверженный экстрасенс, давно махнувший на себя рукой, но к пациенту относящийся с исключительным чувством профессионального долга…

   Как всегда в постановках этой пьесы мучительна и противоречива роль Елены Андреевны (заслуженная артистка Ольга Берегова). И это естественно – поскольку это одна из самых сложных и психологически неоднозначных женских ролей в мировом репертуаре. Постановщик и актриса трактуют ее как человека очень остроумного,  очень порядочного,  наделенного недюжинной самоиронией, но безвольного. Главное, что она вполне трезво оценивает всю нелепость своего праздного, бессмысленного существования… И безропотно (или слегка «ропча»))) несет свой крест.

   Обобщая все вышеизложенное, хотелось бы выразить надежду, что искренне уважаемый и любимый нами Нижегородский академический театр непременно посетит наши форумы и впредь – на пике своего творческого процветания и благополучия.

  Триумфов, открытий и вдохновения, дорогие коллеги!

   ВСЕГДА РАДЫ ВСТРЕЧЕ С ВАМИ!

Экс-ПРЕСС-летописец

Тина ЭЛТОНС. Владимир,

21.09.2012

Фотографы

На сайте представлены фотографии Владимира Федина, Петра Соколова, Вадима Пакулина, Александра Уткина, Светланы Игнатовой, Анастасии Денисовой, Анны Колесовой, Татьяны Шалухиной, Оксаны Соловьёвой, Елены Птагиной, Екатерины Строговой и Константина Федяева.

Купить билеты ➤