День шестой. 21.09.2016 г., среда
Шестой день фестиваля был ЭКЗОТИЧЕСКИМ.
Владимирский областной театр кукол (ВОТК) показал премьеру минувшего сезона, одну из самых популярных сказок великого русского сатирика Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина «КАК ОДИН МУЖИК ДВУХ ГЕНЕРАЛОВ ПРОКОРМИЛ» в постановке главного режиссёра ВОТК Марины Протасовой. Это единственный кукольный спектакль, принявший участие в форуме «У Золотых ворот-2016». Сказка Салтыкова-Щедрина получила во Владимирском театре кукол новую жизнь, хорошо вписавшись в излюбленную владимирскими кукольниками, проверенную годами стилистику синтетического спектакля. В постановке - и «живой план», и выразительные планшетные куклы, и открытый приём кукловождения — всё гармонично работает на убийственную щедринскую иронию. Удачно назначение на роли генералов — Толстого и Тонкого — женщин-актрис, поскольку эти бесполые «нечто» больше похожи на беспомощных и капризных «дитятей», нежели на представителей «мужеского полу». Зато уж брутальность Мужика (Сергей Ерофеев) подчёркнута многократно: он и огромен, и басовит, и громогласен, и «косая сажень в плечах»! А главное — щедр душевно и благороден до слёз. С замечательным юмором играют генералов заслуженные артистки РФ Надежда Лукьянова и Татьяна Макух. Выразительны куклы и сценография театрального художника Артура Вольховского, прекрасна музыка Алексея Сидорцева. Щемяща неожиданно лирическая тема «ностальжи» (видЕние заброшенных на необитаемый остров генералов): уютный городской экипаж, мирно катящийся по петербургским улицам. Спектакль саркастичен и метафоричен, а главное - вполне хорош для показа зрительской аудитории от младших школьников и до «бесконечности».
Вечером на сцене театра драмы впервые выступил многолюдный коллектив из Токио (Япония) с постановкой художественного руководителя и главного режиссёра Токийского Нового Репертуарного театра, заслуженного деятеля искусств РФ Леонида Анисимова - «Идиот» по роману Ф.М. Достоевского. Постановщик взял за основу инсценировку народного артиста СССР Георгия Александровича Товстоногова.
Страстность, испепеляющая героев изнутри и взрывающая действие на крутых поворотах сюжета, трагизм прозы Достоевского, кажется, особенно близки японскому менталитету. В этом мы еще раз убедились, в течение трех часов, затаив дыхание внимая тому, как вкусно, сочно и филигранно японские артисты играют «Идиота»! Многие из нас пришли «на японцев», помня, как потряс нас на прошлом фестивале «У Золотых ворот» пылкий и зрелищный спектакль «Чайка» японского театра «ЧИТЭН». На этот раз другой японский театр сразил тонкостью психологического рисунка при предельной статичности мизансцен. «Идиот» Токийского театра — подчёркнуто разговорный спектакль. Он идёт на японском - с субтитрами на больших двух экранах (у правого и левого порталов сцены). Преобладают сцены, где персонажи долго сидят и обстоятельно беседуют. Поразительно — но это оказывает по-настоящему завораживающее воздействие. У героев настолько яркие речевые характеристики, что их можно безошибочно узнать, даже не глядя на сцену. Фронтальные мизансцены, аскетизм декораций, приглушенный и бликующий свет усиливают ощущение интригующей экзотичности и концентрируют внимание на сюжете, который тщательно «разложен по полочкам». Изумительно трогателен князь Мышкин (Ко Сугасава) с его нежным юношеским голоском и робкой пластикой.
Без преувеличения — превосходная психологическая актёрская работа. И какой разительный контраст ему - роскошный Рогожин, эдакий необузданный «русский медведь» (пленительного самурайского типа!!!) в исполнении Рюки Тэммая... Деликатно, но убедительно сыграла Настасью Филипповну Акико Амамацури, наделив свою героиню изяществом, достоинством и внутренней силой. Гротеск тоже не чужд постановке. Напротив, незабываемо семейство генерала Епанчина, особенно он сам в колоритном исполнении Такааки Огура и прелестно непосредственная хохотушка генеральша — Елизавета Прокофьевна (Мари Икэноуэ). Очень выразительна напористая умница-красавица Аглая (Ёшико Накадзава). Совершенно уморительны певучие, увещевательные интонации Радомского (Кэйичиро Ямаки)... Можно было бы попытаться «упрекнуть» постановщика в высоком градусе «натурализма» в финале (после убийства Настасьи Филипповны), когда в синей мгле засыпающих в лихорадочном сне Рогожина и Мышкина поминутно будит галлюцинация — тревожный звук шагов... Но, по размышленьи здравом, хочется и с этой сценой согласиться. Думаю - незабываемый спектакль!
ЭКС-пресс-летописец Татьяна ЛАВРОВА