День одиннадцатый. 26 сентября 2016 г.
Эпиграфом ко всей программе дня стала как всегда уникальная по содержательности лекция театроведа, одного из корифеев, аккумуляторов и аналитиков международного театрального фестивального движения — Нины МАЗУР (Ганновер, Германия).
Она рассказала собравшимся о необычном Шекспировском фестивале, проходившем в апреле 2016 г. в городе Крайове (Румыния), о главных претендентах на большой приз этого фестиваля «За новую театральную реальность».
И главным тезисом лекции стал следующий: «Настало время театральных дилетантов». Что означает - Новую Театральную Реальность создают нетеатральные люди.
Показателен рассказ о шутке Гения - выдающегося шведского хореографа Макса Эка и его супруги Аны Лагуны на музыку Томазо Джованни Альбинони, удостоенной Гран-при фестиваля, в которой танец отсутствует как таковой: просто седовласый вдовец красиво рубит дрова, общаясь с призраком любимой, недавно почившей супруги. Среди лауреатов фестиваля: Андреас Кригенбург (Германия) — профессиональный плотник, отважно ставящий пьесы Бюхнера, Чехова, Лессинга, используя их как повод для своих размышлений о мире; математик и философ Хуан Майорга (Испания) с его спектаклем «Рейкьявик» об историческом шахматном матче Б. Спасского и Б. Фишера; Виктор Бодо (Венгрия), самодеятельный актёр, вольно интерпретирующий Кафку и Дюрренматта; Жоэль Помра (Франция), писатель, создавший собственный театр и работающий по принципу - «текст приходит во время репетиции», и Шотландский национальный театр со спектаклем «Последняя мечта» об актуальной сегодня проблеме беженцев... Впрочем, лекция Нины Мазур называлась «Современный монотеатр: проблематика и особенности», и Нина Зиновьевна совершила увлекательный краткий экскурс в эту тему тоже.
Спектакль молодого Санкт-Петербургского театра пантомимы и пластики «Ателье» (основан в 2008 году) «ЖЕНЩИНЫ ГОЙИ» по мотивам романа Лиона Фейхтвангера «Гойя, или Тяжкий путь познания» вдохновлен графикой и живописью Франсиско Гойи. Режиссеры постановщики — заслуженный работник культуры РФ, художественный руководитель «Ателье» Людмила Белова и актер-режиссер театра Даниил Зандберг. Среди выразительных средств — красивая, драматичная музыка и темпераментные хореографические миниатюры, визуально оживляющие прекрасные и чудовищные сюжеты выдающегося испанца, в исполнении трёх эффектных и отважных актрис (Д.Фейгина, А. Ватуля, А. Русяева), а также элементы театра кукол, масок, пантомимы.
«ГОРЕ ОТ УМА. МОСКОВСКИЕ СНЫ» по А.С. Грибоедову (Московский театр «Школа драматического искусства») в постановке лауреата «Золотой маски» Александра Огарёва в формат «Новой Театральной Реальности» уже прочно вписался. Поэтому представлен на фестивале фестивалей ВНЕ конкурса - в качестве подарка и Почётного гостя. Более чем трехчасовое действо, обозначенное постановщиком как «МОСКОВСКИЕ СНЫ...» (вероятно, «московского гостя» Чацкого) щедро изобиловало элементами театра абсурда, шедеврами отечественного изобразительного и музыкального искусства - в качестве слайдов на стене и вставных музномеров; ожившими образами Венецианова (леди в костюмах его «жниц» прелестно музицировали на фортепьянах и пели ангельскими голосами...). Гитаристы, ударники и «джаз—бандиты» с достоинством разбавляли «поднадоевше-хрестоматийный» грибоедовский шедевр... Новый персонаж — Домовиха, которую можно трактовать как ожившую и ошалевшую Ремарку из комедии, - то резвилась с одним чёрным крылом, благословляя умопомрачения фамусовского общества и истеричного пилигрима Чацкого, то разыгрывала затяжное «мапет-шоу», прозой излагавшее некие нераскрытые, видимо, ранее подводные течения пьесы «Горе от ума».