Свет струится ото всюду уже вокруг Владимирского  театра драмы: переливаются огнями фонтаны на театральной площади,  искрятся вечерние платья спешащих ко входу  зрительниц. Кажется, и полумесяц над Дворянской улицей  сегодня сияет особенно ярко, по-театральному освещая только что открытый памятник провинциальным актерам. «Среди миров, в мерцании светил…», - вспоминаются строки поэта. И очевидно – здесь сегодня большой праздник.

Настоящее светопреставление – таким стал день открытия V Всероссийского театрального фестиваля «У Золотых ворот», от светового шоу вечернего спектакля до залпов салюта на театральной площади. Подарком фестивалю, подарком городу стал спектакль-посвящение «Владимирская драма из века в век»

IMG_4691.JPG

Сцена погружается в полумрак, и начинается космическое путешествие – видео-инсталляция на большом экране. Сквозь мириады звезд – к тем первым звездам Владимирской драмы, которые зажглись в далеком 1848 году… Масштабный мультимедийный проект – спектакль-путешествие по истории театра – демонстрирует как высокий уровень технической оснащенности театра, так и профессиональную универсальность актеров труппы.

Режиссёр Владимир Кузнецов взялся за нелегкую задачу объединить в одном спектакле самые важные остановки на почти двухвековом пути театра. Только представьте – охватить в непрерывном сценическом действии события от 1848 до 2010 годов, органично увязать между собой легенду о появлении первой театральной хоромины у Золотых ворот с поэтическим спектаклем по стихам Евгения Евтушенко. В итоге, за два с небольшим часа зрители совершают путешествие не только по истории театра, но и по театральным жанрам: от мюзикла – через развитие драмы – к новым формам пластического и поэтического спектакля. Используя визуальные образы и мизансценические мотивы партитуры спектаклей театра прошлых лет, воссоздавая их атмосферу сценографически, музыкально и ритмически, театр предлагает современным зрителям отправиться в увлекательную экспедицию в прошлое.

Но какая экспедиция без главных «космонавтов» театральной машины времени? Театр всегда начинается не с вешалки, конечно, - с Артиста, его величества с большой буквы. Появляется артист – случается «драматическое волшебство». Владимирский театр это точно знает, и первым делом, перед стартом путешествия в прошлое, раскрывает зрителям свою главную сокровищницу – на сцене вся россыпь актёрских типажей, возрастов, талантов и званий. «Мастадонты и титаны ринга», - оглашает конферансье голосом Левитана появление заслуженных деятелей культуры, старейших актеров театра Галины Яковлевны Ивановой и Николая Анатольевича Горохова. Их обрамляют два крыла совсем молодого поколения артистов и «тяжелая артиллерия», основной костяк труппы. Вот он – весь «букет» Владимирской драмы, «бриллиантовая корона», как говорили когда-то о труппе, созданной Георгием Товстоноговым в БДТ.  «Славься, славься, Владимирский театр», - торжественно чеканят артисты со сцены. «Славься, славься», - искренне подпевают зрители в зале, снимая действие на телефоны, вопреки запретам. И, кажется, только театральный этикет удерживает патриотов театра подняться со своих мест, чтобы исполнить это славословие, как государственный гимн, стоя. Видимо, зрители у Владимирского театра драмы  – тоже «бриллиантовые».

Так с чего же всё начиналось?  Как оказалось - дело случая.  И дело невероятной находчивости простого провинциального актера Ивана Лаврова. Он же Иван Барсуков,  он же Аристарх Амвросиевич. Одно слово – артист! Приехал в чужой город, проделал примерно тот же трюк, что Чичиков в «Мертвых душах»: самовольно предстал перед губернатором Владимирской губернии под личиной строгого столичного чиновника, одержимого страстью к Мельпомене, и буквально потребовал строить театр. Так в 1848 году в центре города, у самых Золотых ворот, и появилась первая, еще деревянная, театральная хоромина.

Машина театрального времени переносит зрителей на десятилетие вперед, на огромном экране пролистывается старинный альбом с портретами героев тех лет… И вот уже просвещенная чета Михаила Ильича Огарева с супругой открывает актерам театра Владимирской губернии драматургию Пушкина, секреты актерского перевоплощения и «жизни человеческого духа». На смену второсортному развлекательному репертуару в театр приходит большая драматургия. Порхая бабочкой под неоновые огни видео-проекции, госпожа Огарева выдает «перлы», которые позже станут «системой Станиславского»: 

 «Нужно перевоплотиться, чтоб летела роль как птица…»

«Не ждите вдохновения, манжеты теребя…»

Из таких памфлетов могла бы выйти полноценная комическая оперетта на тему  «потрясений драматическим волшебством»… Как бы невзначай, между куплетами и танцами, - и от того ещё более неожиданно – вдруг звучит имя великой актрисы Пелагеи Стрепетовой, которая впервые вышла на сцену именно в этом театре. Позже к плеяде таких имен добавится и Ермолова, проездом игравшая на этой сцене героиню Островского, и Евстигнеев, и Юматов… У «бриллиантовой короны» - давние корни.

Театральная машина времени  под названием «Владимирская драма из века в век» не просто переносит зрителей от одного события к другому. Спектакли вековой давности буквально выпархивают из кладовых памяти Владимирского театра и воскресают перед зрителем во всех деталях. 1919 год отмечен в истории Владимирского театра победой искусства над разрушительной силой революции. Спектакль «Без вины виноватые» с Марией Николаевной Ермоловой в главной роли обратил бунтующую революционную чернь в свою театральную веру  и спас театр от закрытия. Об этом свидетельствуют газетные статьи тех лет с отзывами красноармейцев. Но так ли важна точность исторического факта, когда преображение «драматическим волшебством» налицо и сегодня – зрители в зале утирают слезы от монолога Незнамова.  Интересный прием двойной композиции использует режиссер в этом фрагменте: мы видим спектакль, который показывают не нам, а тем самым красноармейцам на сцене. Выходит такой спектакль в спектакле – и Островский, и историческое событие в жизни театра.

Живая музыка – вот еще один мощнейший инструмент, которым пользуется режиссер. Будь то симфонический оркестр на сцене в полном составе, «Маршем славянки» завершающий реальную историю об актёре Владимирской драмы Николае Короткове, погибшем на фронте. Или камерный дуэт скрипки и аккордеона в реконструкции спектакля 1978 года «Бонжур, Эдит Пиаф» - ещё одном легендарном событии  театра драмы. Эйфелева башня в глубине сцены, месье в белом шарфе, загадочно притаившийся под ней и…голос. Тот самый неповторимый голос французского воробушка «пиаф», который удалось повторить актрисе Анне Кукушкиной  Хрупкая, летящая, актриса заполняет собой, своей энергетикой и голосом, всю огромную пустую сцену Владимирской драмы, когда выходит к микрофону с финальной песней «Мон Дье». Если и в спектакле 1978 года был  такой же феномен «узнавания Пиаф», то неудивительно, что он стал легендой в истории театра.

А театральная машина Владимирской драмы несется сквозь века все ближе ко дню сегодняшнему. На календаре видео-проекции – 2004-й.  На сцене – воспоминание о пластическом спектакле «Мужчина и женщина» студентов курса народного артиста России Николая Горохова, в свое время отмеченный жюри московского фестиваля «Твой шанс».  Очевидно, что воспитанию молодых артистов театра драмы отводится особое внимание. Они чувствуют тенденции современного театра и точно существуют в заданном пластическом рисунке. «Мужчина и женщина» - синтез современной хореографии и классической музыки,  история утраченного рая, и вновь обретенного – в приходе в мир ребенка. Полотна художников Возрождения на экране, воспевающие красоту человеческого тела, продолжаются в пластике артистов на сцене. В пустом сценографическом пространстве – на сцене только стулья, дым и красный цвет платьев – весь сюжетный мир отношений Мужчины и Женщины рождается из архитектуры тел артистов.

Финальным воспоминанием театрального путешествия становится спектакль по стихам Евгения Евтушенко – новая высота, покоренная театром и отмеченная наградой «Золотой Витязь». В легком трепете атласных лент, струящихся с потолка, – легкое дыхание поэтического слова: «Весенней ночью думай обо мне… И летней ночью думай обо мне». Дуэт старшего поколения и совсем молодых артистов демонстрирует  плотно спаянный и тонко чувствующий друг друга актерский ансамбль настоящего театра-дома. Апофеозом путешествия в прошлое звучат пророческие строки поэта «Идут белые снеги». И из космической глубины проступают на огромном экране лица тех, кто сиял на этой сцене когда-то и ныне освещает ее из глубины памяти…

Мультижанровые способности артистов, способных держать внимание огромного зала и классической драмой, и пластическими этюдами, и поэтическими декламациями. Широкие технические возможности сцены. Многообразный репертуар, сочетающий классику с современной драматургией – так выглядит Владимирская драма 21 века. В свете памяти пронеслись 170 лет становления театра, его потерь и побед. Важность этого события для города подтверждает подарок от губернатора области – сертификат на обновление всего светового оборудования театра. Чтобы в мерцании новых «светил» на сцене Владимирской драмы ещё не один век созидались невероятные театральные миры.

Мила ДЕНЁВА

 

 

 


Фотографы

На сайте представлены фотографии Владимира Федина, Петра Соколова, Вадима Пакулина, Александра Уткина, Светланы Игнатовой, Анастасии Денисовой и Анны Колесовой, Татьяны Шалухиной, Оксаны Соловьёвой, Елены Птагиной и Екатерины Строговой

Купить билеты
Щёлкните, чтобы прослушать. Работает благодаря GSpeech