Нет, мы артисты, благородные артисты, а комедианты вы.
Мы коли любим, так уж любим; коли не любим,
так ссоримся или деремся; коли помогаем,
так уж последним трудовым грошом. 
                                   А. Н. Островский «Лес»

 

IMG_4648.JPG

Стартовал V Всероссийский театральный форум Фестиваль фестивалей «У Золотых ворот». И сразу насыщенной программой: пресс-конференция членов жюри, вечерний спектакль Владимирского академического театра драмы, посвященный 170-летию театра и рассказывающий о его долгой и интересной истории, салют. Но главное, пожалуй, событие первого дня — это открытие единственного в России, а может, и во всем мире памятника провинциальным актерам. На Театральной площади стоят теперь отлитые в бронзе (скульптор Игорь Черноглазов) герои комедии А. Н. Островского «Лес» — комик Счастливцев и трагик Несчастливцев, обретшие наконец пристанище на пути из Керчи в Вологду и из Вологды в Керчь.

Вот я написала эти слова как полагается — с маленькой буквы, а меж тем правильнее было бы с большой. И не потому вовсе, что театр во Владимире возник благодаря усилиям провинциального актера Ивана Лаврова, убедившего губернатора в необходимости его построить, а потому что люди, жизнь свою положившие на служение делу — достойны того, чтобы их писали с большой буквы. Громко — Памятник Провинциальным Актерам. Именно об этом, о самоотверженности провинциальных актеров, о бескорыстности их служения — искусству, театру, зрителю говорила на открытии памятника и великая актриса, председатель жюри фестиваля Евгения Симонова.

Даже и в памятнике своем провинциальные актеры присутствуют совсем незаметно, как будто стоят в его тени. По привычке скромно прячутся за своими ролями, пропуская на авансцену вместо себя знакомые всем образы Счастливцева и Несчастливцева. А ведь именно на них, преданно служащих своему призванию, как на праведниках, без которых не стоит село, держится театр. А как сказала на пресс-конференции член жюри Ольга Сенаторова: «Город, в котором есть театр, иначе дышит, иначе чувствует».

Перед торжественным открытием на площади выступал уличный театр, привезший специально подготовленную к фестивалю цирковую программу. Уличный театр кажется мне особенно трагичным видом театра, самый сиюминутный, самый эфемерный. Пусть имена провинциальных актеров забываются и уходят в прошлое, но хоть некоторое время живут они в устах любящей их публики, мелькают в заметках газет, висят под портретами в фойе. Уличные же актеры всегда безымянны, даже лица их обычно скрыты под слоем грима. Поэтому так символично было выступление этих пятерых молодых ребят, выбегающих к зрителям из полосатого красно-белого шатра, не всегда попадающих в музыку или в синхронность движений друг друга, не всегда ловко жонглирующих, но зато очень искренних и тоже бескорыстных. Именно про них, про молодое поколение актеров говорил на пресс-конференции директор Владимирского академического театра Борис Григорьевич Гунин, сказав, что новый памятник должен стать местом паломничества молодых актеров, местом загадывания сокровенных профессиональных желаний, которые, конечно, непременно сбудутся.

Мой мастер, выдающийся театровед Алексей Вадимович Бартошевич сказал однажды, что профессия театроведа, историка театра — это собирание букетов из роз от имени потомков — лицедеям, которых уже давно нет на свете. Как хорошо, что в России теперь есть не символическое, а самое настоящее место, к которому каждый может принести цветы от имени потомков, и от своего имени.

 

                                       Ника Ерофеева

 

 

 


Фотографы

На сайте представлены фотографии Владимира Федина, Петра Соколова, Вадима Пакулина, Александра Уткина, Светланы Игнатовой, Анастасии Денисовой и Анны Колесовой, Татьяны Шалухиной, Оксаны Соловьёвой, Елены Птагиной и Екатерины Строговой

Купить билеты
Щёлкните, чтобы прослушать. Работает благодаря GSpeech