«Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.»
Первое послание апостола Павла к Коринфянам
Неисповедимы пути Господни. Вам кажется, что вы великий писатель, вам подвластны людские жизни, вы небрежно жонглируете судьбами своих персонажей. Вы думаете, что понимаете, как устроен это мир, вы и сами – «творец в своем мироздании». Вы уверены, что знаете все. Но вы ошиблись, дали промах. Ружье, верное чеховскому принципу, стреляет на сцене аж 8 раз, да все мимо.
Спектакль заслуженного деятеля искусств РФ Александра Михайлова «Загадочные вариации» (жанр – дуэль на краю света) по пьесе Эрика-Эммануила Шмитта – это история двух мужчин, которые, как кажется, не имеют ничего общего и встретились случайно. Абель Знорко (народный артист РФ Николай Горохов) затворником живет на острове в Норвежском море (шум прибоя сопровождает весь спектакль), он великий писатель. Эрик Ларсен (Анатолий Шалухин) – житель маленького городка Нобврозника, журналист, приехавший взять интервью. Единственное сходство – оба любят слушать «Загадочные вариации» Эдуарда Элгара.
Сюжет, восходящий к софокловскому «Царю Эдипу», полон интриг и узнаваний. Герои спектакля, вовлекая с собой и зрителей, как будто бродят в кромешной тьме, как слепцы, вытянув вперед руки, натыкаясь друг на друга. Нехотя цедят сквозь зубы скупые слова так необходимой им обоим правды. То и дело проносятся по залу вздохи удивления. Все теснее и теснее оказывается связь между двумя мужчинами, накрепко сплетенными любовью к одной женщине. Вот она, Элен Меттернах, умершая десять лет назад, впервые стоит между ними – скромное зеленое деревце посреди комнаты. Верная жена для одного, страстная возлюбленная в письмах для другого – Дафна, обратившаяся в лавровое дерево, спасаясь от страсти Аполлона.
О чем же спектакль? Как и все искусство – о любви и о смерти. О любви, которая способна преодолеть смерть. В послании апостола Павла к Коринфянам сказано: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто».
Единственной неразрешенной загадкой спектакля остается причина его участия в параде лучших моноспектаклей мира, ведь, казалось бы, в нем занято два актера. Мне думается, что на самом деле постановка была – монологом самой Жизни. Ее моноспектаклем.
Ника Ерофеева