Режиссер Сергей Бобровский привез на фестиваль спектакль «Смерть Ивана Ильича» по одноименной повести Л.Н. Толстого, поставленный в Липецком государственном академическом театре драмы. Смотрим в программку: инсценировка знаменитого текста носит жанровую пометку «comme il fout-ная драма» («comme il fout, что значит: «как следует, как надо, подобающим образом»).

smert.jpg

«Правильная» жизнь Ивана Ильича предстает перед нами как на ладони. Вот лежит его бездыханное тело, накрытое белой простыней. Секунда. И мертвец резким движением «восстает из мертвых» под рингтон мобильного телефона, - то ли звонка, то ли будильника на мотив «Боже, царя храни». Он пробудился, как пробуждается компьютер Windows после сна, с характерным звуком перезагрузки. Сразу комическая мизансцена: бывший мертвец тут же принимается за зарядку и начинает отжиматься.

Жизнь Ивана Ильича идет как по маслу: он успешный самоуверенный служащий, поднимающийся по карьерной лестнице. Компания коллег провожает его на новую должность гротескно исполненным селфи с разных ракурсов. Вот он уже судебный служащий, восседающий в белом кожаном офисном кресле с колесиками за большим лакированным столом с позолоченной Фемидой; вот у него появляется жена, дети, новая квартира.

Все в жизни Ивана Ильича подчинено только одному утилитарному, потребительскому закону жить «приятно и прилично». Эту фразу нарочито будут повторять из раза в раз и он сам, и его окружение.

Перед нами предстанет целая галерея почти что трагикомических образов, живущих по этому закону. Здесь и коллеги Ивана Ильича, думающие в первую очередь об освободившемся карьерном месте, один из которых принесет на панихиду символ праздника - нелепо покачивающийся на веревочке черный «траурный» воздушный шарик и привяжет его к кровати покойного. Здесь и вся плеяда знаменитых докторов, погрузившихся с головой в соцсети и хором оглашающих смутный диагноз: «вы больны то ли этим, то ли тем». И медсестер, окошко для сдачи анализов которых всегда «CLOSED». Здесь и жена с детьми, которых в последние недели его жизни больше заботит вопрос находки утерянного театрального бинокля. Здесь вся эта напускная жизнь и нежелание признаться в том, что дальше только смерть, которая не отступит.

В предсмертной агонии Иван Ильич пытается предупредить родных об открывшейся ему истине: вы не так живете! Но он остается неуслышанным. Все отвернутся от него, и только слуга Герасим по-христиански пожалеет и облегчит предсмертные муки больного. А сама смерть, так долго кружившая над Иваном Ильичом, придет как спасение, прощение и освобождение от боли и страха, как яркий сноп света, подающий с небес.

Полина Афиногенова

 


Фотографы

На сайте представлены фотографии Владимира Федина, Петра Соколова, Вадима Пакулина, Александра Уткина, Светланы Игнатовой, Анастасии Денисовой и Анны Колесовой, Татьяны Шалухиной, Оксаны Соловьёвой, Елены Птагиной и Екатерины Строговой

Купить билеты
Щёлкните, чтобы прослушать. Работает благодаря GSpeech