Рассказы Аркадия Аверченко, полные иронии и юмора всех сортов, - нечастый гость на театральной сцене. Этакую роскошь привёз на фестиваль «У Золотых ворот» из Севастополя Театр Черноморского флота им. Б.Лавренёва. Спектакль «Под холщовыми небесами» (по одноимённому сборнику рассказов писателя) режиссёра Екатерины Гранитовой-Лавровской под прикрытием простой формы комедийного кабаре захватывает зрителя в сюрреалистический ребус, разгадать который совсем не просто…

averchenko--.JPG

Стиль – первое, что хочется говорить о спектакле. Чёрно-белую картинку безупречного вкуса создаёт на сцене художник Ирина Куц. Дамы в вечерних платьях эпохи декаданс и джентльмены в бабочках кружатся в танго, тапёр у фортепьяно, окутанный дымом, - атмосфера богемных кабаре начала 20 века. Вторая часть подзаголовка спектакля - «кабаре-сюита» - подсказывает и его композицию: «произведение из нескольких разнохарактерных пьес, объединённых единством замысла». Любовная лодка (на сцене буквально – большая деревянная лодка), «перетекая» из сцены в сцену по девяти рассказам автора, непременно разбивается о быт в различных его вариациях. Будь то адюльтер, мелкое вранье или просто стакан слишком горячего чаю. Мир глупых женщин, похотливых мужчин, взаимно неверных и смешных.

Цветовая сдержанность сценографии раскрашивается всеми красками нарочитой театральности актёрской игры. Образы романтика Незабудкина, «идеального» мужа Берегова, «псих-олога» Максима Петровича и десятка других набросаны актёрами крупными мазками и становятся почти  шаржевыми. Кабаре, словно бокал шампанского, искрится азартом открытой игры, и удовольствие смотреть, как актёры купаются в игровой стихии. Собранный, вероятно, этюдным методом, спектакль представляет собой череду мини-бенефисов, где артисты забрасывают зал искрометными репризами Аверченко, получая в ответ благодарный хохот зрителей и щедрые аплодисменты после каждой сцены.

Но для тех, кто ждёт от театра не только досуговой лёгкости, Екатерина Гранитова-Лавровская (выпускница мастерской Л.Хейфеца, ГИТИС, и режиссёр с огромным опытом) кодирует в полотно спектакля ещё один смысловой пласт. Задник сцены – огромный мужской силуэт в шляпе-котелке на голове, подсвечиваемый потусторонним голубым светом. Танцующие пары вдруг оказываются без лица – замотанные в белую ткань головы. Красная бархатная ширма-кулиса в одной из сцен нелогично выдвигается на первый план. Котелки, замотанные головы влюблённых, красная ширма на фоне облаков – ничего не напоминает? Жаль, если кому-то из зрителей не напоминает. Потому что в откровенных цитатах и множественных отсылках режиссёра к картинам одного из самых загадочных художников-сюрреалистов 20 века Рене Магритта – ключ к логике происходящего.

Сияющий красивым постером, спектакль севастопольского театра, как и картины сюрреалистов, открывает свою философию тем, кто готов читать. «Под холщовыми небесами» - заголовок точно по Магритту, который считал, что идеальное название должно быть поэтичным, ничему не учить, а просто завораживать и удивлять. Огромный силуэт в котелке на заднике сцены, в который выходят и въезжают герои спектакля, отсылает, конечно, к самой известной картине художника ««Сын человеческий» - мужчина с яблоком вместо лица. Котелки множатся на актёрах, тапёре, мелькают почти в каждой сцене (очевидная картина «Голконда») красной линией проводя мысль о тотальной потере индивидуальности современным человеком. Тогда понятно и появление в спектакле строчек Саши Чёрного: «Все в штанах, скроённых одинаково/ При усах, в пальто и в котелках/ Я похож на улице на всякого/ И совсем теряюсь на углах». Но вдруг в финале пустой силуэт наполняется ночным небом с тонким полумесяцем, отсылая зрителя уже к другому полотну - «Счастливый даритель», оставляющему куда больше надежды на спасение рода человеческого.

Кажущаяся лёгкость спектакля и есть его основной капкан. Как на картине  Магритта «Вероломство образов» надпись под изображением трубки гласит «это не трубка», так и здесь символическими «подмигиваниями» в сценографии режиссёр заставляет усомниться: а так ли смешно то, над чем мы смеёмся? Так ли уж естественно изменять супругам, врать по пустякам, обрастать цинизмом в каждом своём дне? «Над чем смеётесь?», - помните гоголевское? – над собой смеётесь»…

Мила Денёва




 


Фотографы

На сайте представлены фотографии Владимира Федина, Петра Соколова, Вадима Пакулина, Александра Уткина, Светланы Игнатовой, Анастасии Денисовой и Анны Колесовой, Татьяны Шалухиной, Оксаны Соловьёвой, Елены Птагиной и Екатерины Строговой

Купить билеты
Щёлкните, чтобы прослушать. Работает благодаря GSpeech