Лучший региональный театр России Звезда театрала 2023 Лауреат премии «Звезда театрала»

 «Эсимде» режиссера Бекпулата Парманова - очередной моноспектакль, приехавший на фестиваль во Владимир, на иностранном языке, без субтитров. В этот раз гости прибыли из Бишкекского городского драматического театра им. А. Умуралиева из Кыргызстана с инсценировкой повести Чингиза Айтматова «Материнское поле».

 

esinde_01.JPG

Что такое слово в театре? Это знак, с помощью которого улавливается смысл. Можно нейтрально, без интонации произнести его и станет понятно. Верхом же актерского мастерства доносить смысл слова не значением, а путем выражения чувства, того, которое возвышается над словом, путем обнажения души и сердца, ровно так, как это делает актриса Кулайым Каныметова - народная артистка Кыргызской Республики. Она играет на своем родном языке очень проникновенно и вдумчиво, так, что зритель понимает каждую черточку ее исполнения, каждый жест, каждый слог бесконечного монолога, ее исповеди.

История, взятая режиссером и артисткой, является по-актерски непростой. Повесть Айтматова рассказывает о пожилой женщине по имени Толгонай, которая в День Поминовения решила поведать всю правду о своей тяжелой жизни. Правду о том, как полюбила впервые, как родила трех сыновей; о том, как все они погибли на войне и как ей приходилось выживать самостоятельно вместе со своей невесткой Алиман, которая умерла при родах, оставив у Толгонай на руках младенца, ребенка чужого по крови. Весь текст - исповедь женщины перед всем белым светом, исповедь о тайне рождения внука, о своей жизни, о безжалостном времени. В программке мы находим небольшую подсказку, столбец из ключевых слов сюжета: эсимде – я помню, жер – земля, осман – небо, элдик нан – народный хлеб, согуш – война, жениш – победа, адам – человек.

esinde_02.JPG

Кулайым Каныметова появляется на сцене в черном простом платье, на ее плечи накинут белый скромный платок. Под ее ногами поле – натянутая легкая ткань желто-коричневатого цвета степного простора или золотистой ржи. Под ткань пускают слабые потоки воздуха и кажется, что сама земля волнуется под ногами актрисы, что поле радуется ее появлению и скорбит вместе с ней обо всем. Задником является та же ткань, это единое полотно, переливающееся разными цветами: красным, золотистым. Символ того, что земля и небо неразлучны. В какой-то момент ткань становится темно-синей и на ней выступают волшебно-сказочные россыпи звезд. Актриса разговаривает с этим небом (мы слышим «осман»), общается с матерью-землей («жер») и каждый раз все повторяет: эсимде, эсимде, эсимде… Я помню. А потом поет пронзительную песню-плач, вой волчицы, оставшейся без своих детей, который подхватывает звук поющей свирели. Режиссер посвятил этот спектакль всем матерям мира, испытавшим горечь утраты своих детей, стойким, принимающим удары судьбы. Бекпулат Парманов и Кулайым Каныметова вложили в него свою огромную любовь, свое сердце, в доказательство чему служат слезы зрителей, не понимающих кыргызского языка.

Полина Афиногенова

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                                                                                                  

 

 

Фотографы

На сайте представлены фотографии Владимира Федина, Петра Соколова, Вадима Пакулина, Александра Уткина, Светланы Игнатовой, Анастасии Денисовой, Анны Колесовой, Татьяны Шалухиной, Оксаны Соловьёвой, Елены Птагиной, Екатерины Строговой и Константина Федяева.

Купить билеты ➤