В третий шекспировский вечер на фестивале «У Золотых ворот» был показан спектакль «Даешь Шекспира!» московского Театра на Юго-Западе, режиссер - народный артист России Валерий Белякович. Вчера зрители очутились в подземном переходе московского метрополитена вместе с его несчастными обитателями: бомжами, алкоголиками, малоимущими, просящими подаяния. К этому сброду, словно ангел с небес, спустился Поэт (в программке этот персонаж так и обозначен «Поэт и вдохновитель представления») и предложил сыграть прямо в подземке комедию Шекспира «Два веронца». Многие возникают: зачем, мол, вам эта ахинея?! Но разве можно отказаться от роли герцога Миланского или богатого дворянина? «Даешь Шекспира!» - восклицает бродяга, театру подземных переходов быть!
Актерам не нужно дорогих костюмов, декораций и реквизита, их театр – торжество воображения. Подземный переход превращается в знойный Милан, а череда ржавых железных ограждений, единственная декорация, то и дело становится, то кораблем, то резвыми скакунами, на которых бродяги-веронцы выполняют невероятно смешно и нелепо трюки (поистине комическая сцена), то балконом Джулии.
Женщины в серых драных куртках, изношенных ботинках и вязаных перчатках с обрезанными пальцами воображают, что им по двадцать лет, хотя, как говорит Сильва (Галина Галкина): «…еще до перестройки, слава Горбачеву, была красавицею я!» Сейчас они уже не красавицы, годы есть годы, да и жизнь побила, но в театре можно ведь все!
Текст переливается комическими фразами, известными афоризмами, словечками-жаргонизмами: чё, пожрать, чучундра. Актеры сидят на корточках, поют блатные песни. В этом и заключается природа смеха, который просто накрывает весь зал с головой. Бродяги пересказывают текст Шекспира своими словами, при этом рифмуют, импровизируют, смеются над ситуацией. Два новоиспеченных веронца дворянина Протей (Евгений Бакалов) и Валентин (Константин Курочкин) самые настоящие бомжи, и вдруг один из них должен плыть на богатом корабле в Милан, да потом еще и влюбиться в дочку герцога. Бродяги не боятся изменять текст классика, они и не знают оригинала. Так соперником Валентина становится сын Монсеррат Кабалье, Сильвию здесь зовут Сильвой, Джулия (Татьяна Городецкая) летит в Милан прямиком на дельтаплане, а парусный корабль заправляют дизелем.
Но за всем этим комизмом театра подземных переходов скрывается настоящая боль, искренность, досада на жизнь и неумолимую судьбу, которая одних возвышает, а других бросает в вонючие серые подземные тоннели. Надо сказать, что спектакль живет без своего режиссера. Валерий Белякович ушел от нас в 2016 году. Но «Даешь Шекспира!» продолжает свой творческий путь, радует нас своим задором и невероятной студийно-юношеской энергией коллектива, воспитанного их мастером. Хочется сказать только одно, большое спасибо актерам за их невероятную, искреннюю отдачу, жажду играть и веру в свое дело.
Полина Афиногенова