Первый Фестиваль Международного театрального фестивального Союза “Театр. Территория единения” открылся спектаклем Владимирского академического театра драмы “Доходное место”. Постановка заслуженного деятеля искусств РФ Дмитрия Астрахана по комедии Александра Островского - премьера этой весны, еще хранящая в себе легкость и живое дыхание только что родившегося спектакля.
Дмитрий Астрахан в своем спектакле решил пойти от слова автора, не пытаясь искусственно осовременить его комедию и перенести в наши дни: сценография и костюмы, созданные заслуженным художником РФ Анатолием Шубиным, выдержаны в стиле середины XIX века. Островский не нуждается в обновлении - в исполнении артистов Владимирского академического театра драмы его текст звучит современно, иронично, остро и многократно вызывает дружный смех зала. Текст комедии, ее темы, вопросы публике, поставленные ей, написаны о девятнадцатом веке, но актуальны и теперь. Как символ этого на сцене - Шарманщик (Андрей Гурамишвили), неизменно проходящий вдоль портала сцены между частями пьесы, слепой и беспристрастный - как само время.
Актеры спектакля “Доходное место” существуют на сцене в лучших традициях русского психологического театра, хотя и с сильными элементами гротеска. Их персонажи неоднозначны, каждый по-своему и прав, и порочен. Так, Жадов (Александр Аладышев), в своих монологах возносящийся до поистине гамлетовской высоты, вызывает сочувствие публики, но это сочувствие не может быть полным, ведь своя правда есть и у его идейных оппонентов. Например, у Акима Акимовича Юсова в исполнении народного артиста РФ Николая Горохова. Правдива и жизненна и Фелисата Герасимовна Кукушкина, сыгранная народной артисткой РФ Галиной Ивановой. Гротеск же в их игре добавляет остроты и комизма словам и положениям.
Как выжить свободной личности в подавляющих всякую свободу условиях? Как сохранить свои убеждения и не сломаться? Способна ли любовь возобладать над стыдом от падения и спасти героев? Эти и другие вопросы становятся главными в спектакле Дмитрия Астрахана, заставляя каждого зрителя задумываться над ответами.
Елизавета Исаева